Применение металлических сборно-разборных трубопроводов
Металлические сборно-разборные трубопроводы (МСРТ) производства ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ», созданные на основе разработок Минобороны СССР, содержат в своем составе уникальное соединение «Раструб», которое работает по принципу Lego, обеспечивая возможность многократного использования оборудования, неограниченное количество сборок и разборок, высокую скорость и простоту монтажа без применения грузоподъемных механизмов и автотехники.
МСРТ нашли применение в нефтедобывающих компаниях в качестве временных межи внутрипромысловых нефтепроводов, продуктопроводов от места разгрузки до мест хранения, конденсатопроводов, дублирующих линий трубопроводов, и других объектов.

Первоначально конструкция МСРТ была разработана Министерством обороны СССР для оперативного обеспечения войск светлыми нефтепродуктами. Эти трубопроводы были поставлены на вооружение в 1972 году.
Начало применению МСРТ на гражданских объектах было положено в 1998 году, когда специалисты ООО «НЕФТЕГАЗ ИНЖИНИРИНГ» (новое название –– «МСРТ ИНЖИНИРИНГ») впервые использовали соединение «Раструб» при строительстве трубопровода «Талакан – Витим». За 2001-2004 годы был наработан опыт строительства межпромысловых и внутрипромысловых МСРТ в ООО «Иркутская нефтяная компания», ЗАО «НК «Дулисьма», ПАО «Верхнечонскнефтегаз», а в 2004 году ООО «НЕФТЕГАЗ ИНЖИНИРИНГ» приступило к промышленному производству МСРТ – современного аналога полевых магистральных трубопроводов (ПМТП).
Сегодня коллектив ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» на 50% состоит из офицеров-трубопроводчиков запаса, которые прошли обучение в Ульяновском высшем военно-техническом училище (УВВТУ) и службу в трубопроводных войсках. Молодые специалисты, работающие на предприятии, перенимают опыт старшего поколения.
Детали и элементы МСРТ производятся на предприятиях ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» в г. Голицыно (Одинцовский район Московской области) и г. Ульяновске. Также ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» занимается проектированием, разработкой специальных технических условий и обоснования безопасности МСРТ, осуществляет доставку, монтаж трубопроводов, их ввод его в эксплуатацию и при необходимости демонтаж.
Несмотря на длительный период производства и эксплуатации, МСРТ, также как и неметаллические СРТ, до сих пор не обеспечены собственной нормативной документацией. Это связано с тем, что нормативная база Министерства обороны не может применяться для МСРТ в гражданском сегменте. Поэтому ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» ведет разработку специальных технических условий (СТУ). На сегодняшний день разработаны Технические Регламенты для ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «НК «Роснефть», которые используются и другими ВИНК.
ОСОБЕННОСТИ МСРТ И СОЕДИНЕНИЯ «РАСТРУБ»
Уникальные свойства МСРТ объясняются наличием соединения «Раструб», которое обладает рядом преимуществ перед стационарными соединениями трубопроводов и другими типами разборных соединений, и в будущем может стать хорошей альтернативой им. У соединения «Раструб» официально нет изобретателя, оно стало результатом работы трех военных рационализаторских команд.
К основным особенностям соединения «Раструб» можно отнести возможность многократного использования оборудования и неограниченное количество сборок и разборок; более удобную, качественную и выгодную по сравнению с полевыми условиями заводскую сварку деталей трубы; отсутствие необходимости в сложном контроле сварных швов в полевых условиях. Следует отметить, что из-за отсутствия нормативной документации по МСРТ нам приходится испытывать сварные швы при давлении, более чем в полтора раза превышающем рабочие показатели: так, если рабочее давление составляет 6,3 МПа, то испытательное – 10,08 МПа.
Замена элементов и/или труб в случае их повреждения не требует опасных работ и больших затрат. Для ликвидации повреждений предусмотрено специальное аварийно-восстановительное оборудование.

Соединение «Раструб» работает по принципу Lego, что обеспечивает высокую скорость и простоту монтажа по сравнению со стационарными трубопроводами. Так, на соединение одного стыка МСРТ сегодня уходит от 7-10 до 30 с, что позволяет прокладывать от 500 м до 3 км трубопровода в день в зависимости от сложности ландшафта. Благодаря универсальной конструкции и материалу – низколегированной стали 09Г2С, МСРТ могут использоваться в любых, в том числе и сложных, климатических и природных условиях. В целом прокладка МСРТ возможна по любому маршруту, где может пройти человек. В простоту монтажа вносит свой вклад и малый вес МСРТ: при длине 6 м одна труба весит всего 81 кг (см. таблицу). Благодаря этим свойствам МСРТ может монтироваться и демонтироваться без применения грузоподъемных механизмов и автотехники, без земляных работ и сварки, что обеспечивает высокую экологичность МСРТ. Так, в рамках проекта «Ямал СПГ» в 2013 году шесть человек за несколько дней буквально «на руках» смонтировали 5 км трубопроводов.
После того, как МСРТ отработал необходимый срок, можно его демонтировать и использовать детали для строительства нового объекта, тем самым значительно сэкономив средства. Так, ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» по разработанному проекту проведения работ регулярно производит монтаж и демонтаж МСРТ на своих объектах, в условиях сурового арктического климата и ледяных торосов.
Важно также, что при прокладке МСРТ не нужны бетонные и металлические опоры. Сначала мы вели прокладку трубопроводов прямо по ландшафту, как это делали военные, но в 2000 году Ростехнадзор ввел ограничения, которые заставили нас сначала использовать опоры из низкосортной древесины, а затем перейти на специально разработанные компактные пластиковые подставки под МСРТ. Благодаря последним трубопровод располагается чуть выше уровня основной тундры и не растепляет ее.
Угловая подвижность соединения «Раструб» достигает 2°, осевая подвижность – 5 мм, что компенсирует температурное расширение, а угол осевого вращения – 360°. Интересно, что достигаемая благодаря этим свойствам мобильность МСРТ позволяет при необходимости исключить их из числа объектов капитального строительства, неподвижных во времени и в пространстве.
За последние 13 лет не было отмечено ни одного факта несанкционированной врезки в МСРТ. Это связано, во-первых, со свойствами самой трубы, которую невозможно разобрать без специального инструмента, а, во-вторых, с работой службы обходчиков, в ежедневном режиме обеспечивающей защиту наших объектов от вандализма.

УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ «РАСТРУБ»
Устройство соединения «Раструб» соответствует ГОСТ 20772-81 «Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры». Особенностью данного соединения служит резиновое уплотнительное кольцо, которое при давлении жидкости 1 МПа расширяется, самоуплотняется, и встает в свое рабочее положение (рис. 1). При давлении 2 МПа и выше это кольцо занимает устойчивое положение, обеспечивающее надежность всего соединения. Данное кольцо изготовлено из маслобензостойкой резины, которая не теряет своих свойств даже при сверхнизких температурах (до –60°С).
Стальное запорное кольцо несет нагрузку всего трубопровода, микропористая прокладка защищает от скопления грязи и льда в зоне соединения и обеспечивает возможность демонтажа в любое время года, включая зиму.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА МСРТ
Сегодня МСРТ применяются в качестве следующих объектов:
- временные межпромысловые нефтепроводы;
- системы сбора нефти на месторождении (внутрипромысловые нефтепроводы);
- комплекты МСРТ для выкидной линии скважины;
- комплекты МСРТ для замены АГЗУ без остановки скважины;
- временные продуктопроводы от места разгрузки до мест хранения (резервуарного парка);
- трубопроводы для ликвидации аварий;
- временные байпасы на период ремонта стационарных, магистральных трубопроводов;
- конденсатопроводы;
- дублирующие линии трубопроводов для увеличения производительности основного трубопровода;
- временные трубопроводы для заполнения и гидроиспытаний резервуаров водой;
- временные трубопроводы для подачи воды при пожарах, засухах, перебоях в водоснабжении;
- временные трубопроводы для локальной откачки воды при разливах, наводнениях, подтоплениях;
- трубопроводы для подачи воды к снеговым пушкам на горнолыжных курортах;
- системы орошения (ирригации).
Изначально МСРТ был разработан для перекачки горюче-смазочных материалов (ГСМ). Сегодня он используется для перекачки бензина, дизельного топлива (ДТ), авиационного керосина, сырой нефти (от скважины до АГЗУ или от ДНС до врезки в стационарный трубопровод), стабильного газового конденсата, воды, заводских товарных продуктов в период ремонта основных линий, и т.д. Кроме того, в соответствии с поступившими в ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» запросами, получено разрешение на применение их в горнодобывающей отрасли.
ПОСТАВКА МСРТ
Поставка МСРТ осуществляется в несколько этапов. Сначала определяются стратегические цели использования трубопровода, и с их учетом выбирается комплектация. Затем осуществляется проектирование МСРТ, его доставка, монтаж, гидравлические испытания и ввод в эксплуатацию.
В партию МСРТ входит линейное оборудование: трубы, вставки; запорная и регулирующая арматура (задвижки, обратные клапаны); монтажный инструмент (ключи, втулки разъемные, крючки, рычаг-подставки); аварийное оборудование (хомуты, муфты); и фитинг (угольники, тройники, переходники).
К сожалению, далеко не все проектировщики понимают специфику проектирования МСРТ. Например, крупные проектные организации часто недооценивают специфику МСРТ и сталкиваются с трудностями при прохождении Главгосэкспертизы. Поэтому при проектировании МСРТ необходимо учитывать все его конструктивные особенности, проводить гидравлический расчет, выбирать правильную комплектацию трубопровода, опираясь на разработанные и согласованные СТУ, и помнить, что данный МСРТ проектируется как наземный, подвижный, несварной и временный трубопровод.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МСРТ И УСЛУГА ПО ПЕРЕКАЧКЕ
Для обеспечения оптимального режима работы МСРТ необходимо уделить должное внимание выбору перекачивающего устройства. Если протяженность трубопровода более 30 км, необходима промежуточная насосная станция с приводом, работающем на перекачиваемом продукте.
В случае, если Заказчику нужно перекачать жидкость всего один раз и ему нет смысла покупать дорогостоящее оборудование для перекачки, ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» готово предоставить свое оборудование для выполнения поставленной задачи.
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ
МСРТ используются во многих нефтедобывающих компаниях в качестве временных межи внутрипромысловых нефтепроводов, продуктопроводов от места разгрузки до мест хранения, конденсатопроводов, дублирующих линий трубопроводов, и других объектов. Так, в 2003-2005 годах на Дулисьминском нефтегазоконденсатном месторождении (НГКМ) ООО «НК Дулисьма» были построены временные нефтепроводы для внешнего транспорта нефти длиной 33 и 50 км. Перекачка нефти по МСРТ не была остановлена даже при температуре –62°С, при этом трубопроводы не оборудовались утеплителями или греющими кабелями.
В 2008 году на Ярактинском НГКМ в ООО «Иркутская нефтяная компания» был построен конденсатопровод от УПГ-15 до пункта сбора конденсата длиной 27,9 км.
В 2009 году в ОАО «НАФТАН» (г. Новополоцк, Республика Беларусь) был смонтирован аварийный комплект для ликвидации аварий на технологических трубопроводах длиной 1,2 км.
В рамках реализации проекта «Ямал СПГ» в 2013 году в поселке Сабетта был построен продуктопровод от причала до верхнего склада ГСМ длиной 5,1 км.
В 2014 году в ООО «Енисей» был смонтирован временный МСРТ длиной более 10 км для перекачки нефтепродуктов и нефти на период строительства и эксплуатации первого периода.
В 2015 году в ОАО «РН-Няганьнефтегаз» построен временный нефтепровод от точки врезки ДНС-28 до точки врезки ДНС-27 длиной 4 км. В том же году в ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» построен временный нефтепровод от куста скважин №2 Ярейюского НГКМ до точки врезки в трубопровод «Харьяга» длиной 12 км. В 2017 году в ООО НГК «Развитие Регионов» построена система сбора и транспорта нефти Южно-Торавейского нефтяного месторождения длиной 52 км. В том же 2017 году в АО «ННК Печоранефть» была произведена замена аварийного участка стационарного трубопровода Лекхарьягинского нефтяного месторождения длиной 1,6 км.
Очевидно, что в период быстроменяющейся географии добычи нефти спрос на МСРТ будет и дальше расти.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МСРТ
В рамках развития МСРТ ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» планирует построить производственную линию по изготовлению труб МСРТ-100; разработать трубы DN 100 мм PN 4,0 МПа с соединением «Раструб» из полипропилена; основать организацию, которая будет проводить теоретическое и практическое обучение в области применения МСРТ на постоянной и профессиональной основе.
Также в планах нашей компании внедрение передвижной насосной установки, использующей в качестве топлива сырую нефть, и разработка технологии перекачки сжиженных газов и специальных комплектующих МСРТ-150 для применения под смесь пропан-бутан техническую (СПБТ).
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.