Бездействующий фонд скважин: состояние и пути решения проблемы
Cегодня в России бездействуют 16,6% скважин, что связано с авариями скважинного оборудования, нерентабельностью эксплуатации скважин, нехваткой финансов на проведение ПРС и ГТМ и другими факторами.
Для решения проблемы бездействующего фонда необходимы использование инновационных видов эксплуатационного и ремонтного оборудования, новых технологий добычи нефти и проведения ПРС, а также оптимизация организационной работы.
Сегодня развитие отечественной нефтедобывающей отрасли сопряжено с необходимостью решения ряда проблем. Так, структура запасов с каждым годом ухудшается за счет увеличения доли ТИЗ и перехода месторождений во все более поздние стадии разработки. В связи с этим предстоит сложная профессиональная работа по увеличению запасов углеводородного сырья (УВС) для будущих поколений. Из-за постоянного роста числа крупных инвестиционных проектов ВИНК испытывают огромный дефицит в специалистах всех уровней. Экстенсивный сценарий роста объемов добычи УВС в России исчерпан. На старых месторождениях наблюдается постоянное увеличение себестоимости добычи. Наконец, в России существует огромный неработающий фонд скважин в состоянии бездействия и консервации.
МАСШТАБЫ И ПРИЧИНЫ БЕЗДЕЙСТВИЯ
Всего по российским нефтяным компаниям по состоянию на март 2010 года насчитывалось 149 127 скважин, из них в простое находилось 24 787, или 16,6%. Доля бездействующих скважин в фонде российских нефтяных компаний неодинакова (см. «Бездействующие скважины в эксплуатационном фонде нефтяных компаний, 2009 г.»). Наибольший процент бездействующих скважин характерен для ТНК-ВР, далее следуют «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Для большинства компаний характерна ярко выраженная положительная динамика доли бездействующего фонда.
Среди причин перехода скважин в бездействующий фонд можно выделить: аварии скважинного оборудования, нерентабельность эксплуатации скважин, отсусвие инфраструктуры по приему добываемой продукции и финансовых возможностей у нефтяной компании для продолжения ПРС и проведения ГТМ.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Можно выделить три пути решения проблемы бездействующего фонда.
Во-первых, использование инновационных видов эксплуатационного и ремонтного оборудования.
Во-вторых, применение инновационных технологий добычи нефти и проведения ПРС.
В-третьих, оптимизация организационной работы. К инновационным видам эксплуатационного оборудования относятся оборудование с интеллектуальными системами диагностики, пакеры и клапаны отсекателей и оборудование с противополетными устройствами.
Инновационные виды оборудования для проведения ПРС включают в себя диагностическое оборудование (видеокамеры, тепловизоры), специальный ловильный инструмент, а также колтюбинговое оборудование.
Одним из вариантов оптимизации организационной работы может стать путь, предложенный в письме, которое заместитель министра энергетики Сергей Кудряшов по поручению вице-премьера Игоря Сечина направил руководству «Союзнефтегазсервиса». В документе, в частности, отмечается, что «параметры эксплуатации отдельно взятой скважины находятся в прямой зависимости от функционирования всего технико-технологического комплекса месторождения». Замминистра также ссылается на сложность и «нецелесообразность» налогового учета нефти, добытой на каждой отдельной скважине. По мнению г-на Кудряшова, выходом из ситуации может стать заключение с сервисными компаниями «операторских и других договоров».
В рамках этих договоров можно использовать силы и средства сервисных компаний, имеющих на вооружении специальные методики и специальную технику вывода скважин из бездействия, повышения рентабельности добычи нефти, увеличения КНИ.
Кроме того, оптимизация организационной работы должна включать в себя создание в рамках ВИНК структур, занимающихся проблемой бездействующего фонда скважин, внедрением специальных технологий и техники эксплуатации скважин, выводимых из бездействия, разработкой техники и технологий проведения ГТМ и ПРС на бездействующем фонде.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.