Инженерная практика
Российский нефтегазовый журнал о технологиях и оборудовании
+7 (903) 580-85-63 +7 (495) 371-01-74 info@glavteh.ru
Telegram

Сервис пакерного оборудования при проведении РИР

Затраты на закупку и обслуживание пакерно-клапанного оборудования либо его прокат составляют незначительную долю в общей стоимости (РИР. В то же время некачественный сервис пакеров и последующие их отказы зачастую приводят к существенным затратам на повторные СПО и устранение последствий, которые даже могут превысить плановую стоимость КРС.

В этой связи экономически эффективным подходом видится мониторинг качества ремонта пакеров собственными силами добывающего и нефтесервисного предприятия или переход на услуги по сервису пакерно-клапанного оборудования непосредственно самим производителем этого оборудования.

06.07.2011 Инженерная практика №07/2011
Трифонов Вадим Владимирович Руководитель службы сервисного обслуживания ООО НПФ «Пакер» (2010 г.)

При проведении РИР пакер должен отсекать участки эксплуатационной колонны и пласты, а также изолировать ЭК от вредного воздействия давления. При этом пакер должен быть надежен, извлекаться или разбуриваться (в зависимости от назначения).

Стоимость самого пакера составляет менее 4% стоимости КРС. Однако в случае использования многоразовых пакеров правильнее исходить не из стоимости самого пакера, а из стоимости его использования, которая включала бы его ремонт и амортизацию. С этой точки зрения стоимость пакера составляет порядка 1% стоимости КРС.

В то же время спуск пакера всегда сопровождается рисками возникновения каких-либо осложнений. Так, при стоимости использования пакера порядка 17 тыс. руб. (эта цифра варьируется в зависимости от модификации пакера и продолжительности операции) стоимость повторной СПО по причине его негерметичности будет составлять уже более 100 тыс. рублей. А стоимость ликвидации возможных осложнений может достигать нескольких миллионов рублей.

Пакеры, как и любое другое оборудование, могут отказывать по разным причинам. Опыт изучения сложившегося в российской практике сервиса пакеров в нефтегазодобывающих и нефтесервисных компаниях

позволяет выявить из их числа несколько основных. Так, во-первых, с целью экономии или по причине незнания специфики ремонта конкретного оборудования своевременно не меняются требующие замены запасные части.

Во-вторых, нередко бывают случаи замены деталей на контрафактные. Причем иногда предприятие, производящее ремонт, об этом даже и не подозревает, так как приобретает запасные части у другого поставщика. В-третьих, и это происходит довольно часто, из-за отсутствия инструментального контроля требующие замены детали пакера не меняются на новые. Ведь в силу специфики многогранного охвата ремонтируемого оборудования ремонтные базы нефтегазодобывающих и нефтесервисных предприятий в России нередко не располагают неразрушающими методами контроля для проведения качественной ревизии и ремонта пакерно-клапанного оборудования. Соответственно не выявляются дефекты оборудования, оно отказывает и заказчик несет затраты.

Наконец, бывают случаи, когда конкретная модель пакера используется не по назначению (вне диапазона области его применения), о чем заказчик иногда узнает только после его отказа.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЭКОНОМИИ

Так стоит ли экономить на ревизии и ремонте пакеров? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить несколько шагов.

Первое — это взять определенный период, может быть, один квартал, два квартала или год, и постараться наладить учет отказов или повторных СПО, а также осложнений по причине негерметичности пакеров. Сразу скажу, задача эта очень сложная, потому что на сегодняшний день такая статистика в большинстве случаев не ведется.

Далее необходимо подсчитать затраты на дополнительные СПО и другие осложнения за тот же период, произошедшие по причине отказа пакера. Естественно, чем больше период, тем объективность анализа будет выше. В-третьих, нужно подсчитать сложившиеся на предприятии затраты на ремонт пакеров за тот же период.

И четвертый шаг — это определение разницы между возможными затратами на качественный ремонт пакеров и существующими затратами на их ремонт, сложившимися на данном предприятии, за тот же период. Под качественным ремонтом пакеров в данном случае подразумевается ремонт, произведенный согласно руководству по эксплуатации оборудования.

Если затраты на повторные СПО и ликвидацию осложнений по причине отказа пакера за определенный период оказываются меньше разницы между стоимостью качественного ремонта пакеров и фактической

стоимостью ремонтов за тот же период, то это говорит о достаточно высоком уровне качества ремонта пакеров на предприятии. В противном случае стоит серьезно поработать над улучшением качества ремонта пакеров.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕМОНТА ПАКЕРОВ

Повышение качества ремонта пакеров включает в себя несколько этапов. Прежде всего необходимо определить величину затрат на качественный ремонт пакеров и перераспределить лимит бюджета на КРС, затрачиваемый на оплату повторных СПО и ликвидацию осложнений по причине отказа пакера в пользу ремонта пакеров, так как этот лимит все равно используется непроизводительно.

Далее необходимо оборудовать участки для ремонта пакеров приборами и оборудованием для проведения неразрушающего контроля и гидроиспытаний и обучить персонал технологии ремонта пакеров. А может быть, просто заключить договор со специализированной организацией и не выполнять предыдущие два пункта. В любом случае во главу угла должна ставиться экономика.

Чтобы помочь нефтегазодобывающим и нефтесервисным предприятиям повысить квалификацию персонала по ремонту пакеров, НПФ «Пакер» проводит обучение специалистов заказчиков ревизии и сборкеразборке оборудования на заводе в г. Октябрьском Республики Башкортостан. На 1 апреля 2011 года такое обучение прошли представители 23 нефтегазодобывающих и нефтесервисных компаний РФ.

СЛУЖБА СЕРВИСА

С целью предоставления качественных услуг с пакерно-клапанным оборудованием в 2008 году в НПФ «Пакер» была создана служба сервисного обслуживания, которая на сегодняшний день состоит из центрального сектора и сервисного центра в г. Октябрьском и региональных сервисных центров в городах Нижневартовск, Нягань (ХМАО), Муравленко, Новый Уренгой (ЯНАО), Лениногорск (Татарстан), а также представительства в Ижевске.

Служба сервисного обслуживания через региональные сервисные центры осуществляет подбор пакерноклапанного оборудования и компоновок к конкретной скважине заказчика, инженерное сопровождение его внедрения в скважине, краткосрочный и долгосрочный прокат или аренду оборудования и его ремонт.

Поставляя свою продукцию более чем в 250 нефтегазодобывающих и нефтесервисных компаний РФ и стран СНГ, НПФ «Пакер» сегодня работает по сервисным контрактам более чем 30 компаниями. В том числе с такими крупными как «Роснефть», ТНК-ВР, «Газпром нефть», «РуссНефть», Halliburton и др.

Рынок нефтяного сервиса движется в направлении предоставления комплексных услуг, которые позволяют решать задачи заказчиков. Поэтому у нас есть успешные совместные проекты, например с компанией «Новомет-Сервис» (Пермь), в рамках которых внедряются УЭЦН с пакерно-клапанными компоновками, или с инжиниринговой компанией «Инкомп-нефть» (Уфа) по внедрению пакеров с электрокабелем П-ЭГМ и трубкой с целью отвода свободного газа из-под пакера, а также с другими компаниями.

НПФ «Пакер» стремится достигать высоких целей. За годы существования предприятия сделано очень много, но предстоит сделать еще больше, чтобы могли еще более эффективно работать и развиваться наши партнеры (заказчики, поставщики, персонал организации и все, с кем соприкасается в работе наше предприятие).

Показать выдержки из обсуждения

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос: Вадим Владимирович, правильно я понимаю, что можно заключить договор, в рамках которого при нашем КРС будет работать ваш специалист, который будет отвечать за посадку пакера и его работоспособность?
Вадим Трифонов: Да, у нас есть пакермены и НПФ «Пакер» оказывает услуги по инженерному сопровождению внедрения пакеров, а также установке пакерно-клапанных компоновок в скважину. В региональных сервисных центрах работают пакермены, выезжающие на скважины, слесари, производящие ревизию и ремонт пакерно-клапанного оборудования, водители, а также руководители сервисных центров — грамотные специалисты, имеющие большой опыт в нефтяной промышленности, знающие и способные решать проблемы заказчиков.
Вопрос: Договор заключается в г. Октябрьский или по месту нахождения вашего сервисного центра?
В.Т.: Все договоры заключаются с головным предприятием в г. Октябрьский, но это никоим образом не увеличивает сроки — данная процедура отработана достаточно хорошо.
Вопрос: У нас есть интервал перфорации, и мы видим, что низ водонасыщенный и из него поступает вода. Можем ли мы поставить пакер в интервале перфорации, чтобы мы могли обработать только нижнюю часть пласта?
В.Т.: Как завод-производитель и предприятие, которое дает гарантию на свою продукцию, мы со стандартной продукцией так делать не рекомендуем. В то же время, по пакерам-ретейнерам у нас есть такая успешная практика, когда в протяженном интервале перфорации были установлены пакеры-ретейнеры, и заливкой тампонажного материала отсекался нижний участок интервала перфорации. Но это относится только к пакерам-ретейнерам.
Вопрос: Следует ли проводить ГИС перед посадкой пакера?
В.Т.: Однозначного ответа я дать не могу, да его, наверно, и нет. Могу привести один случай из практики. В одной компании мы начали внедрять автономные двухпакерные компоновки для длительной селективной изоляции интервалов нарушения, и на каком-то этапе заказчик сказал: «Давайте геофизику по определению состояния стенки ЭК (толщиномер, дефектоскоп, профилемер) проводить не будем, т.к. это приводит к дополнительным расходам. У нас есть данные СТД-термометра, то есть мы знаем интервалы нарушений ЭК, знаем, на какой глубине расположены муфты ЭК по ГК, ЛМ, и будем устанавливать верхний пакер выше нарушения на 20 м, а нижний — на 20 м ниже, то есть между пакерами будет расстояние 40 м». Внедрили одну, вторую, третью, четвертую компоновку — и через несколько месяцев на одной из скважин, где была внедрена компоновка, быстро увеличился процент обводненности. Мы извлекаем компоновку, прописываем геофизику, видим нарушение ЭК выше верхнего пакера.
То есть в процессе эксплуатации открылось новое нарушение ЭК над компоновкой, а так как установка пакеров велась не на основании данных о фактическом состоянии стенки ЭК, то вероятность появления данной ситуации кратно увеличилась. После этого случая, произведя оценку рисков, стали прописывать дефектоскоп, профилемер в интервале ЭК, где предполагалась установка компоновки. По результату анализа данных геофизических исследований расстояние между пакерами стало увеличиваться вместо прежних 40 до 50–60 м, а в некоторых скважинах и до 400 м, и 500 м. Это связано с тем, что, как правило, сама ЭК напротив водоносного пласта корродированна в интервале не на одну-две трубы, а на достаточно протяженном участке. Но результат данного мероприятия выразился в снижении конечных эксплуатационных затрат.
Комментарии

Эту публикацию еще никто не прокомментировал. Станьте первым, поделитесь своим мнением.

Написать комментарий
Комментировать
Читайте далее
Использование углеводородных композиций ПАВ для ограничения водопритоков и увеличения продуктивности добывающих скважин
Опыт и перспективы применения новых технологий горизонтального бурения в ОАО «Сургутнефтегаз»
Свежий выпуск
Инженерная практика №01-02/2024

Инженерная практика

Выпуск №01-02/2024

Новые методы строительства и ремонта скважинРазвитие цифровых технологийПовышение эффективности работы мехфондаПроектирование и эксплуатация трубопроводов
Подбор оптимальной технологии РИРРазвитие сервиса по геологическому заканчиванию скважинРазвитие проекта «Автономный актив»Защита ВСО и трубопроводов от коррозииПрогнозирование данных при помощи рекуррентных нейтронных сетей
Ближайшее совещание
Капитальный ремонт скважин, Механизированная добыча, Разработка месторождений, Строительство скважин
Восточная Сибирь ‘2024
Ежегодная отраслевая техническая конференция

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ ‘2024. Бурение и добыча. Отраслевые вызовы, лучшие практики, новые технические решения.

21-23 августа 2024 г. , г. Иркутск
В период с 21 по 23 августа 2024 года ООО «Инженерная практика» планирует провести Ежегодную отраслевую техническую конференцию «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ ‘2024. Бурение и добыча. Отраслевые вызовы, лучшие практики, новые технические решения». Мероприятие будет проходить в зале Red Hall, ББЦ (г. Иркутск ул. Байкальская, 279) в очном формате.
Ближайший тренинг
Механизированная добыча, Трубопроводный транспорт
Защитные покрытия для нефгаздобычи ‘2024
Тренинг-курс (программа "Наставник")

Защитные антикоррозионные покрытия '2024. Эффективные методы применения защитных покрытий в нефтедобыче.

15-17 октября 2024 г., г. Самара
Цель тренинга – ознакомление с основами материаловедения, видами покрытий, типами пленкообразующих, а также формирования профессиональных знаний в области применимости различных видов покрытий для защиты нефтепроводных и насосно-компрессорных труб. Практическая часть семинара проводится на базе аккредитованной исследовательской лаборатории, оснащенной самым современным оборудованием. При прохождение практической части занятия проводятся непосредственно на промысловых трубах и НКТ, отобранных на месторождениях. Авторский курс читают Эксперты Научно-производственного центра «Самара» (основное направление деятельности - работы, связанные с исследованиями в области защиты от коррозии элементов ТЭК (скважинное оборудование, линейные трубопроводы, емкостной парк и т.д.).