Производственно-технический нефтегазовый журнал
+7 (903) 580-85-63 +7 (495) 371-01-74 info@glavteh.ru

Производство и промысловые испытания соединительных деталей трубопроводов повышенной эксплуатационной надежности

АО «Трубодеталь» входит в состав АО «Объединенная металлургическая компания» и на сегодняшний день зарекомендовала себя как ведущий производитель соединительных деталей трубопроводов (СДТ) на российском рынке. В 2015 году на долю нашей компании приходилось до 15-20% от общего объема производства СДТ в России и СНГ. Производственные мощности компании состоят из 16 участков, на которых суммарно производится около 80 тыс. единиц (или 16 тыс. т) соединительных деталей в год. Ассортимент предлагаемой трубной продукции включает отводы гнутые, штампосварные соединительные детали трубопроводов (ШСДТ), соединительные детали трубопроводов малого и среднего диаметра, тройники, монтажные узлы различных конструкций для обвязки компрессорных станций и других сложных объектов, изделия с теплогидроизоляцией, изделия с наружным и внутренним антикоррозийным покрытием (эпоксидным и полиуретановым) и др. Продукция завода отвечает требованиям всех основных нормативных документов, применяемых в нефтяной и газовой промышленности, и поставляется в такие компании, как ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Транснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и др.

26.01.2018 Инженерная практика №12/2017
Федотова Анна Владимировна Менеджер по продажам отдела по работе с нефтяными компаниями АО «Трубодеталь»

Рис. 1. Соединительные детали трубопроводов с повышенной коррозионной стойкостью для обустройства месторождений нефти
Рис. 1. Соединительные детали трубопроводов с повышенной коррозионной стойкостью для обустройства месторождений нефти

Соединительные детали трубопроводов (СДТ) – отводы, тройники, переходы, днища (заглушки), переходные кольца, монтажные узлы и пр. – производятся АО «Трубодеталь» начиная с 1960-х годов и на сегодняшний день составляют основу продуктовой линейки нашей компании. СДТ с повышенной коррозионной стойкостью выпускаются диаметром от 57 до 1420 мм (рис. 1) и рассчитаны на эксплуатацию в широком диапазоне рабочих давлений. Так, детали сварной конструкции выдерживают давление до 16 МПа, бесшовные – до 32 МПа.

Сегодня мы предлагаем два варианта исполнения СДТ: И1 и И2. Первые изготавливаются из сталей марок 13ХФА, 08ХМФЧА,09ГСФ, 20ФА и характеризуются повышенной коррозионной стойкостью. Химический состав исходных заготовок для производства СДТ в исполнении И1 соответствует техническим условиям (ТУ) 1469-032, таб. 33. После термической обработки, проводимой методом закалки и высокого отпуска, детали испытываются на коррозионную стойкость по стандартам NACE TM 0284 и TM 0177. Скорость общей коррозии оценивается по разработанной ЗАО НИПЦ «НефтеГазСервис» методике в независимых аккредитованных лабораториях.

СДТ в исполнении И2 – это хладо- и водостойкие изделия, рассчитанные под нанесение внутреннего антикоррозионного покрытия. Для их изготовления применяются углеродистые марки сталей: 09Г2С, ст. 20, 20КТ и др.

С целью подтверждения качества выпускаемой продукции начиная с 2012 года мы поставляем СДТ на различные нефтяные месторождения для проведения промысловых испытаний. Так, в 2013 году мы поставили СДТ для строительства байпасных линий на участках трубопроводов Самотлорского и Мамонтовского месторождений. В обоих случаях изделия отработали по три года и были демонтированы в 2016 году.

Таблица 1. Параметры и объем перекачиваемой среды на участке байпасной линии Самотлорского м/р
Таблица 1. Параметры и объем перекачиваемой среды на участке байпасной линии Самотлорского м/р

ИСПЫТАНИЯ СДТ В ИСПОЛНЕНИИ И1 НА САМОТЛОРСКОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ

В табл. 1 приведены данные о параметрах и объеме перекачиваемой среды на участке байпасной линии, построенной на Самотлорском месторождении. Изменение химического состава пластовой воды в 2016 году по отношению к 2014 году показано в табл. 2.

Таблица 2. Химический состав пластовой воды на участке байпасной линии Самотлорского м/р
Таблица 2. Химический состав пластовой воды на участке байпасной линии Самотлорского м/р

Оценка скорости коррозии производилась на основе данных о локальных повреждениях образцов СДТ (табл. 3). Наихудшие результаты после трех лет эксплуатации показали изделия из стали марок 09Г2С и 13ХФА. В ходе дальнейших исследований мы установили, что после двойной закалки и высокого отпуска на деталях из стали 13ХФА образуется обезуглероженный слой, который служит причиной появления глубоких язв на теле металла. С учетом этого мы скорректировали технологию термической обработки СДТ и смогли получить необходимую структуру металла, которая гарантирует его высокую коррозионную стойкость.

Таблица 3. Оценка скорости коррозии и данные о локальных повреждениях образцов СДТ, установленных на Самотлорском м/р
Таблица 3. Оценка скорости коррозии и данные о локальных повреждениях образцов СДТ, установленных на Самотлорском м/р

ИСПЫТАНИЯ СДТ В ИСПОЛНЕНИИ И1 НА МАМОНТОВСКОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ

Условия проведения ОПИ на Мамонтовском месторождении отличались повышенной сложностью в связи с наличием сероводорода в перекачиваемой жидкости. В данном случае мы последовательно испытывали три идентичных трубных узла в составе «тройник-переход-заглушка». Продолжительность ОПИ составила 19, 42 и 23 мес соответственно.

Таблица 4. Технологические параметры работы нефтесборного коллектора в период проведения ОПИ на Мамонтовском м/р
Таблица 4. Технологические параметры работы нефтесборного коллектора в период проведения ОПИ на Мамонтовском м/р

Технологические параметры работы нефтесборного коллектора диаметром 219 мм в процессе промысловых испытаний, а также физико-химические характеристики транспортируемой продукции приведены в табл. 4 и 5.

Таблица 5. Физико-химические характеристики транспортируемой продукции на участке нефтесборного коллектора Мамонтовского м/р
Таблица 5. Физико-химические характеристики транспортируемой продукции на участке нефтесборного коллектора Мамонтовского м/р
Таблица 6. Результаты оценки скорости локальной коррозии металла фасонных изделий после ОПИ на нефтесборном коллекторе Мамонтовского м/р
Таблица 6. Результаты оценки скорости локальной коррозии металла фасонных изделий после ОПИ на нефтесборном коллекторе Мамонтовского м/р

В табл. 6 и 7 показаны результаты оценки скорости локальной и общей коррозии металла фасонных изделий после ОПИ. Как мы видим, скорость локальной коррозии у тройников заметно выше, чем у других изделий. Причина опять же заключалась в технологии производства: в отличие от заглушек и переходов, которые изготавливаются горячим способом, при изготовлении тройников мы использовали метод холодной штамповки. По результатам данного анализа технология производства тройников впоследствии также была скорректирована.

Таблица 7. Результаты оценки скорости общей коррозии металла фасонных изделий после промысловых испытаний на нефтесборном коллекторе Мамонтовского м/р
Таблица 7. Результаты оценки скорости общей коррозии металла фасонных изделий после промысловых испытаний на нефтесборном коллекторе Мамонтовского м/р

СДТ В ИСПОЛНЕНИИ И2

СДТ в исполнении И2 изготавливаются из углеродистой низколегированной стали либо хладостойкой, либо с повышенным содержанием хрома. В первом случае для производства используется заготовка, соответствующая ГОСТ и другим нормативным документам, во втором – заготовка, отвечающая требованиям технических условий (табл. 8).

Таблица 8. Сравнительные характеристики СДТ, изготовленных по ТУ 1469-032-04834179-2012 и ГОСТ
Таблица 8. Сравнительные характеристики СДТ, изготовленных по ТУ 1469-032-04834179-2012 и ГОСТ
Рис. 3. Нанесение внутреннего и наружного эпоксидного порошкового покрытия с праймером
Рис. 3. Нанесение внутреннего и наружного эпоксидного порошкового покрытия с праймером

Готовые детали также проходят термическую обработку, но коррозионные испытания мы не проводим: для защиты СДТ от коррозии используется внутреннее и/или наружное эпоксидное покрытие: порошковое с праймером или жидкое (полиуретановое) (рис. 3, 4). Последнее служит в качестве подложки под теплоизоляцию и наносится в соответствии со стандартами ПАО «Газпром» и ПАО «Транснефть». Применяемые марки покрытий включают «Уризол» производства ООО «НПК «Реагент», Protegol UR-Coating 32-60 (TIB Chemicals) и «Форпол-Нафта» (АО «КРОНОС СПб»).

Рис. 4. Наружное антикоррозионное полиуретановое и эпоксидное покрытие
Рис. 4. Наружное антикоррозионное полиуретановое и эпоксидное покрытие
Рис. 5. Теплогидроизоляция СДТ с использованием пенополиуретана
Рис. 5. Теплогидроизоляция СДТ с использованием пенополиуретана

ТЕПЛОГИДРО-ИЗОЛЯЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ

Наряду с перечисленными видами продукции сегодня мы также производим и поставляем изделия со специальной теплогидроизоляционной оболочкой из пенополиуретана (ППУ) – оцинкованной, полиэтиленовой или металлополимерной (рис. 5). По требованию заказчика СДТ с ППУ-изоляцией могут дополнительно оснащаться системой оперативного дистанционного контроля (СОДК) и системой путевого подогрева (скин-эффект). Пенополиуретановая изоляция наносится на детали диаметром от 57 до 1420 мм. Мощности теплоизоляционного участка позволяют изготавливать до 2500 изделий в год.

Рис. 6. Камера приема-запуска средств очистки и диагностики промысловых трубопроводов
Рис. 6. Камера приема-запуска средств очистки и диагностики промысловых трубопроводов

КАМЕРА ПРИЕМА-ЗАПУСКА

В 2016 году на нашем заводе было освоено производство камер запуска и приема средств очистки и диагностики промысловых трубопроводов (рис. 6). На данный момент заказчикам доступны четыре варианта конструкции камер: длинная, короткая, временная (мобильная) и камера с обвязкой. Диаметр камер варьирует от 80 до 120 мм, а рабочее давление составляет до 32 МПа.

При изготовлении камер мы используем стали марок 09Г2С, 13ХФА и 09ГСФ. В соответствии с потребностями заказчика камеры оснащаются фланцевым, хомутовым, либо резьбовым затворами.

Комментарии

Эту публикацию еще никто не прокомментировал. Станьте первым, поделитесь своим мнением.

Написать комментарий
Комментировать
Читайте далее
Особенности разрушения сталей, эксплуатируемых в сероводородсодержащих средах
Нефтегазовые решения АО «ОМК» для объектов добычи, транспорта и переработки
Реклама
Свежий выпуск
Инженерная практика №03/2018

Инженерная практика

Выпуск №03/2018

Сбор, подготовка и транспорт нефти.Рациональное использование ПНГ
Испытания установки предварительной подготовки дисперсных системРеализация программы утилизации ПНГ в ПАО «ЛУКОЙЛ»Оценка дебита скважин с использованием PVT-зависимостейУтилизация ПНГ: ароматизация тяжелых фракций, жидкофазное окислениеИнгибирование солеотложений карбонатного типаМеталлографитные покрытияАнализ операционных процессов при строительстве скважинСопровождение разработки и мониторинга объектов
Ближайшее совещание
Механизированная добыча, Разработка месторождений
Мониторинг – 2018
Производственно-технический семинар-совещание

Мониторинг ‘2018. Системы мониторинга и управления для эксплуатации мехфонда и контроля разработки месторождений

18 июня 2018 г., г. Москва
Интеллектуализация процессов добычи нефти (автоматизация, телемеханизация, интеллектуальные станции управления) с целью сокращения затрат, повышения наработки оборудования и дебита жидкости, увеличения энергоэффективности и контроля разработки месторождений, внедрение нового программного обеспечения, геофизического оборудования, интеллектуализация систем одновременно-раздельной эксплуатации (ОРЭ) и др.
Ближайший тренинг
Механизированная добыча
Эффективность механизированного фонда – июнь 2018
Тренинг-курс

Повышение эффективности эксплуатации механизированного фонда скважин

18 – 22 июня 2018 г., г. Москва
Цель курса состоит в создании у слушателей комплексного и разностороннего представления о современной теории и практике работы с механизированным фондом скважин при решении ряда основных производственно-технических задач. Занятия проводятся с использованием новейших презентационных материалов и программных комплексов экспертами-практиками с большим производственным и научным опытом.