Инженерная практика
Российский нефтегазовый журнал о технологиях и оборудовании
+7 (903) 580-85-63 +7 (495) 371-01-74 info@glavteh.ru
Telegram

Опыт эксплуатации погружных датчиков телеметрии в ООО «РН-Юганскнефтегаз»

В настоящее время погружными датчиками телеметрии (ПДТ) оборудовано 9% фонда УЭЦН ООО «РНЮганскнефтегаз». Основная проблема при эксплуатации датчиков заключается в их низкой надежности: количество ПДТ, отказавших в процессе эксплуатации, составляет 25–64% в зависимости от производителя, при этом наработка датчиков на 25–53% ниже наработки УЭЦН. Кроме того, работа датчиков сопряжена и с рядом других недостатков, которые производителям следует устранить при доработке оборудования.

08.10.2011 Инженерная практика №10/2011
Загородний Любомир Анатольевич Начальник отдела качества ООО «РН-Юганскнефтегаз» (2011 г.)

Рис. 1. Динамика внедрения ПДТ на скважинах ООО «РН-Юганскнефтегаз», 2005–2012 гг.
Рис. 1. Динамика внедрения ПДТ на скважинах ООО «РН-Юганскнефтегаз», 2005–2012 гг.

ПДТ на скважинах «РН-Юганскнефтегаз» применяются около десяти лет, но об их массовом внедрении можно говорить, начиная с 2009 года (рис. 1). По состоянию на 01.09.2011 года фонд скважин, оснащенных ПДТ, составил 9% фонда УЭЦН Общества.

Рис. 2. Структура фонда по производителям ПДТ в ООО «РН-Юганскнефтегаз», 2005–2011 гг.
Рис. 2. Структура фонда по производителям ПДТ в ООО «РН-Юганскнефтегаз», 2005–2011 гг.

Скважины «РН-Юганскнефтегаз» оборудованы в основном датчиками производства компаний «Борец» (199 шт.), «Электон» (173 шт.), Centrilift (139 шт.), REDA (101 шт.) (рис. 2). Датчики импортного производства (REDA и Centrilift) приобретаются в составе полнокомплектных УЭЦН.

ОЦЕНКА РАБОТЫ ПДТ

О качестве работы ПДТ можно судить по проценту отказавших датчиков и их наработке. Количество ПДТ, отказавших в процессе эксплуатации, колеблется от 25% («Орион») до 64% (Centrilift) (рис. 3). Наработка УЭЦН значительно — в среднем на 37% — выше, чем наработка ПДТ, что свидетельствует о недостаточной надежности последних. Показатель наработки ПДТ колеблется от 25% для датчиков компании «Борец» и до 53% для датчиков Centrilift (рис. 4).Следует отметить, что базовые параметры работы ПДТ основных производителей схожи. Речь идет о давлении в пределах 350–400 атм, температуре от 0 до 150°С и вибрации 3–5 g (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение основных параметров работы ПДТ различных производителей
Таблица 1. Сравнение основных параметров работы ПДТ различных производителей
Рис. 3. Процент неработающих ПДТ по производителям по состоянию на 01.09.2011 г.
Рис. 3. Процент неработающих ПДТ по производителям по состоянию на 01.09.2011 г.

Согласно отзывам технического персонала о работе ПДТ, недостатки присущи датчикам как отечественного, так и импортного производства (табл. 2).

В ОАО «НК «Роснефть» разработаны и действуют единые технические требования (ЕТТ) ко всем ПДТ, применяемым в компании. Любая СУ УЭЦН, согласно ЕТТ, должна быть совместима с любым блоком ПДТ (табл. 3).

Таблица 2. Выдержки из отзывов и мнений технологического персонала о работе и надежности ПДТ
Таблица 2. Выдержки из отзывов и мнений технологического персонала о работе и надежности ПДТ
Таблица 3. Единые технические требования ОАО «НК «Роснефть» к ПДТ
Таблица 3. Единые технические требования ОАО «НК «Роснефть» к ПДТ
Рис. 5. Дефекты, выявленные при разборах отказавших ПДТ
Рис. 5. Дефекты, выявленные при разборах отказавших ПДТ
Рис. 6. Заполнение «шахматки» скважины
Рис. 6. Заполнение «шахматки» скважины

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ ПДТ

Согласно статистическим данным, среди дефектов узлов датчиков, выявленных при разборе поднятого оборудования, первое место занимает коррозия корпуса (рис. 5). Далее следует отсутствие показаний по всем параметрам — температуре, давлению, вибрации; снижение сопротивления изоляции ниже нормы; повреждение провода термоввода. Все эти дефекты указывают на низкую надежность ПДТ, применяемых в настоящее время.

КРИТЕРИИ, ФУНКЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ПДТ

ПДТ применяются на осложненных скважинах и скважинах ЧРФ; на скважинах с недостаточным притоком и работающих в АПВ-режиме; на высокотоннажных скважинах (для дополнительного контроля). Кроме того, датчики используются для гидродинамических и других исследований; на скважинах с установленными пакерами для изоляции интервалов негерметичности; на скважинах, имеющих статус «автономная» в связи с отсутствием дорог в весенне-летний период, с выводом данных на ТМ; а также на скважинах, не оборудованных АГЗУ (например, разведочных), и др. Всего насчитывается 11 критериев для внедрения ПДТ, ими руководствуются технологи при подборе погружного оборудования к скважине при ТКРС (рис. 6). К сожалению, пока система не позволяет управлять данными в режиме реального времени, но в обозримом будущем планируется реализовать эту возможность.

Среди основных функций ПДТ можно назвать следующие:

  • контроль параметров работы скважины;
  • снижение риска перегрева ПЭД;
  • реализация работы СУ по параметрам ПДТ (оптимизация работы УЭЦН, автоВНР);
  • дополнительная добыча нефти за счет оптимального подбора режима работы УЭЦН;
  • возможность проводить гидродинамические и другие исследования при помощи высокоточной телеметрии без снижения добычи нефти.

В качестве перспективного направления применения ПДТ следует отметить проведение удаленного мониторинга осложненного фонда, обеспечивающего оперативное принятие решений. Мы планируем, что доля фонда, оснащенного датчиками, будет постепенно расти. В идеале нам бы хотелось довести уровень оснащенности датчиками скважин, оборудованных УЭЦН, до 100%.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проанализировав работу ПДТ в «РН-Юганскнефтегаз» можно сформулировать следующие выводы и предложения для производителей датчиков. Во-первых, очевидна необходимость в повышении надежности ПДТ: НнО датчика должна соответствовать наработке УЭЦН. Во-вторых, корректность данных не должна зависеть от изоляции системы «кабель — ПЭД». В-третьих, нужно повысить надежность показаний ПДТ при замерах изоляции любыми приборами. В-четвертых, необходимо сократить настройку наземного блока ПДТ и число уставок в СУ. В-пятых, следует стремиться к созданию универсального наземного блока, который бы подходил к системам телеметрии любого производителя. В-шестых, в условиях развития ИСУ (в том числе и по параметрам ПДТ) необходимо разработать алгоритм дополнительных проверок корректности данных от ПДТ. Наконец, следует упростить и удешевить ремонт ПДТ, который в настоящее время обходится в 35–50% стоимости нового датчика.

Показать выдержки из обсуждения

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос: Любомир Анатольевич, оснащены ли датчики, которые вы применяете, так называемым имитатором — прибором, позволяющим определить, какая часть датчика, наземная или подземная, отказала.
Любомир Загородний: Таким прибором оснащены только датчики производства компании «Электон». Мы планируем включить обязательное наличие имитатора в единые технические требования к ПДТ.
Реплика: «Борец» тоже предлагает имитаторы.
Л.З.: Нам этот производитель пока такие имитаторы не предлагал.
Вопрос: А какие штрафные санкции предъявляются заводу в случае преждевременного отказа ПДТ?
Л.З.: В большинстве случаев они не предъявляются. Следует отметить, что, когда датчик отказывает преждевременно, а УЭЦН продолжает функционировать, приходится отключать сопротивление изоляции. В этом случае доказать необходимость гарантийного ремонта практически невозможно.
Реплика: Судя по всему, разрабатывать механизмы взыскания штрафных санкций за преждевременные поломки датчиков придется нефтяникам, сервисные компании и заводы-производители вряд ли будут работать в этом направлении.
Реплика: По большому счету, нефтяники не должны этим заниматься, их основная задача — обеспечить добычу нефти. А вот заводы-изготовители должны обеспечить надежную работу датчиков. Важно понимать, что ПДТ необходим не столько для контроля, сколько для регулирования режима работы скважины.
Л.З.: Вероятно, производитель будет больше заинтересован в повышении надежности датчиков в том случае, если добывающая компания перейдет на прокат оборудования. В «РНЮганскнефтегазе» уже переведены два цеха, планируется перевести еще ряд цехов.
Реплика: Возможно, имеет смысл собрать и обобщить информацию о проблемах работы датчиков и опросить заводыпроизводители на предмет того, как они планируют повышать надежность ПДТ.
Комментарии

Эту публикацию еще никто не прокомментировал. Станьте первым, поделитесь своим мнением.

Написать комментарий
Комментировать
Читайте далее
Анализ и направления унификации технических требований к СУ и ТМС
Высокоточные системы погружной телеметрии, станции управления. опыт эксплуатации, пути совершенствования
Свежий выпуск
Инженерная практика №01-02/2024

Инженерная практика

Выпуск №01-02/2024

Новые методы строительства и ремонта скважинРазвитие цифровых технологийПовышение эффективности работы мехфондаПроектирование и эксплуатация трубопроводов
Подбор оптимальной технологии РИРРазвитие сервиса по геологическому заканчиванию скважинРазвитие проекта «Автономный актив»Защита ВСО и трубопроводов от коррозииПрогнозирование данных при помощи рекуррентных нейтронных сетей
Ближайшее совещание
Капитальный ремонт скважин, Механизированная добыча, Разработка месторождений, Строительство скважин
Восточная Сибирь ‘2024
Ежегодная отраслевая техническая конференция

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ ‘2024. Бурение и добыча. Отраслевые вызовы, лучшие практики, новые технические решения.

21-23 августа 2024 г. , г. Иркутск
В период с 21 по 23 августа 2024 года ООО «Инженерная практика» планирует провести Ежегодную отраслевую техническую конференцию «ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ ‘2024. Бурение и добыча. Отраслевые вызовы, лучшие практики, новые технические решения». Мероприятие будет проходить в зале Red Hall, ББЦ (г. Иркутск ул. Байкальская, 279) в очном формате.
Ближайший тренинг
Механизированная добыча, Трубопроводный транспорт
Защитные покрытия для нефгаздобычи ‘2024
Тренинг-курс (программа "Наставник")

Защитные антикоррозионные покрытия '2024. Эффективные методы применения защитных покрытий в нефтедобыче.

15-17 октября 2024 г., г. Самара
Цель тренинга – ознакомление с основами материаловедения, видами покрытий, типами пленкообразующих, а также формирования профессиональных знаний в области применимости различных видов покрытий для защиты нефтепроводных и насосно-компрессорных труб. Практическая часть семинара проводится на базе аккредитованной исследовательской лаборатории, оснащенной самым современным оборудованием. При прохождение практической части занятия проводятся непосредственно на промысловых трубах и НКТ, отобранных на месторождениях. Авторский курс читают Эксперты Научно-производственного центра «Самара» (основное направление деятельности - работы, связанные с исследованиями в области защиты от коррозии элементов ТЭК (скважинное оборудование, линейные трубопроводы, емкостной парк и т.д.).