Опыт эксплуатации погружных датчиков телеметрии в ООО «РН-Юганскнефтегаз»
В настоящее время погружными датчиками телеметрии (ПДТ) оборудовано 9% фонда УЭЦН ООО «РНЮганскнефтегаз». Основная проблема при эксплуатации датчиков заключается в их низкой надежности: количество ПДТ, отказавших в процессе эксплуатации, составляет 25–64% в зависимости от производителя, при этом наработка датчиков на 25–53% ниже наработки УЭЦН. Кроме того, работа датчиков сопряжена и с рядом других недостатков, которые производителям следует устранить при доработке оборудования.
![](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/zagorodniy-lyubomir-anatolevich-69x94.png)
![Рис. 1. Динамика внедрения ПДТ на скважинах ООО «РН-Юганскнефтегаз», 2005–2012 гг.](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/ris.-1.-dinamika-vnedreniya-pdt-na-skvazhinah-350x561.png)
ПДТ на скважинах «РН-Юганскнефтегаз» применяются около десяти лет, но об их массовом внедрении можно говорить, начиная с 2009 года (рис. 1). По состоянию на 01.09.2011 года фонд скважин, оснащенных ПДТ, составил 9% фонда УЭЦН Общества.
![Рис. 2. Структура фонда по производителям ПДТ в ООО «РН-Юганскнефтегаз», 2005–2011 гг.](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/ris.-2.-struktura-fonda-po-proizvoditelyam-pdt-350x606.png)
Скважины «РН-Юганскнефтегаз» оборудованы в основном датчиками производства компаний «Борец» (199 шт.), «Электон» (173 шт.), Centrilift (139 шт.), REDA (101 шт.) (рис. 2). Датчики импортного производства (REDA и Centrilift) приобретаются в составе полнокомплектных УЭЦН.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ПДТ
О качестве работы ПДТ можно судить по проценту отказавших датчиков и их наработке. Количество ПДТ, отказавших в процессе эксплуатации, колеблется от 25% («Орион») до 64% (Centrilift) (рис. 3). Наработка УЭЦН значительно — в среднем на 37% — выше, чем наработка ПДТ, что свидетельствует о недостаточной надежности последних. Показатель наработки ПДТ колеблется от 25% для датчиков компании «Борец» и до 53% для датчиков Centrilift (рис. 4).Следует отметить, что базовые параметры работы ПДТ основных производителей схожи. Речь идет о давлении в пределах 350–400 атм, температуре от 0 до 150°С и вибрации 3–5 g (табл. 1).
![Таблица 1. Сравнение основных параметров работы ПДТ различных производителей](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/sravnenie-osnovnyh-parametrov-raboty-pdt-razlichnyh-proizvoditeley-740x126.png)
![Рис. 3. Процент неработающих ПДТ по производителям по состоянию на 01.09.2011 г.](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/ris.-3.-procent-nerabotayushchih-pdt-350x222.png)
Согласно отзывам технического персонала о работе ПДТ, недостатки присущи датчикам как отечественного, так и импортного производства (табл. 2).
В ОАО «НК «Роснефть» разработаны и действуют единые технические требования (ЕТТ) ко всем ПДТ, применяемым в компании. Любая СУ УЭЦН, согласно ЕТТ, должна быть совместима с любым блоком ПДТ (табл. 3).
![Таблица 2. Выдержки из отзывов и мнений технологического персонала о работе и надежности ПДТ](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/vyderzhki-iz-otzyvov-i-mneniy-tehnologicheskogo-personala-o-rabote-i-nadezhnosti-pdt-740x147.png)
![Таблица 3. Единые технические требования ОАО «НК «Роснефть» к ПДТ](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/edinye-tehnicheskie-trebovaniya-oao-«nk-«rosneft»-k-pdt-e1562534530149-740x969.png)
![Рис. 5. Дефекты, выявленные при разборах отказавших ПДТ](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/ris.-5.-defekty-vyyavlennye-pri-razborah-350x455.png)
![Рис. 6. Заполнение «шахматки» скважины](https://glavteh.ru/wp-content/uploads/2019/07/ris.-6.-zapolnenie-«shahmatki»-skvazhiny-500x666.png)
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ ПДТ
Согласно статистическим данным, среди дефектов узлов датчиков, выявленных при разборе поднятого оборудования, первое место занимает коррозия корпуса (рис. 5). Далее следует отсутствие показаний по всем параметрам — температуре, давлению, вибрации; снижение сопротивления изоляции ниже нормы; повреждение провода термоввода. Все эти дефекты указывают на низкую надежность ПДТ, применяемых в настоящее время.
КРИТЕРИИ, ФУНКЦИИ И ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ПДТ
ПДТ применяются на осложненных скважинах и скважинах ЧРФ; на скважинах с недостаточным притоком и работающих в АПВ-режиме; на высокотоннажных скважинах (для дополнительного контроля). Кроме того, датчики используются для гидродинамических и других исследований; на скважинах с установленными пакерами для изоляции интервалов негерметичности; на скважинах, имеющих статус «автономная» в связи с отсутствием дорог в весенне-летний период, с выводом данных на ТМ; а также на скважинах, не оборудованных АГЗУ (например, разведочных), и др. Всего насчитывается 11 критериев для внедрения ПДТ, ими руководствуются технологи при подборе погружного оборудования к скважине при ТКРС (рис. 6). К сожалению, пока система не позволяет управлять данными в режиме реального времени, но в обозримом будущем планируется реализовать эту возможность.
Среди основных функций ПДТ можно назвать следующие:
- контроль параметров работы скважины;
- снижение риска перегрева ПЭД;
- реализация работы СУ по параметрам ПДТ (оптимизация работы УЭЦН, автоВНР);
- дополнительная добыча нефти за счет оптимального подбора режима работы УЭЦН;
- возможность проводить гидродинамические и другие исследования при помощи высокоточной телеметрии без снижения добычи нефти.
В качестве перспективного направления применения ПДТ следует отметить проведение удаленного мониторинга осложненного фонда, обеспечивающего оперативное принятие решений. Мы планируем, что доля фонда, оснащенного датчиками, будет постепенно расти. В идеале нам бы хотелось довести уровень оснащенности датчиками скважин, оборудованных УЭЦН, до 100%.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проанализировав работу ПДТ в «РН-Юганскнефтегаз» можно сформулировать следующие выводы и предложения для производителей датчиков. Во-первых, очевидна необходимость в повышении надежности ПДТ: НнО датчика должна соответствовать наработке УЭЦН. Во-вторых, корректность данных не должна зависеть от изоляции системы «кабель — ПЭД». В-третьих, нужно повысить надежность показаний ПДТ при замерах изоляции любыми приборами. В-четвертых, необходимо сократить настройку наземного блока ПДТ и число уставок в СУ. В-пятых, следует стремиться к созданию универсального наземного блока, который бы подходил к системам телеметрии любого производителя. В-шестых, в условиях развития ИСУ (в том числе и по параметрам ПДТ) необходимо разработать алгоритм дополнительных проверок корректности данных от ПДТ. Наконец, следует упростить и удешевить ремонт ПДТ, который в настоящее время обходится в 35–50% стоимости нового датчика.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.