Производственно-технический нефтегазовый журнал
+7 (903) 580-85-63 +7 (495) 371-01-74 info@glavteh.ru

Применение металлических сборно-разборных трубопроводов

Металлические сборно-разборные трубопроводы (МСРТ) производства ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ», созданные на основе разработок Минобороны СССР, содержат в своем составе уникальное соединение «Раструб», которое работает по принципу Lego, обеспечивая возможность многократного использования оборудования, неограниченное количество сборок и разборок, высокую скорость и простоту монтажа без применения грузоподъемных механизмов и автотехники.

МСРТ нашли применение в нефтедобывающих компаниях в качестве временных межи внутрипромысловых нефтепроводов, продуктопроводов от места разгрузки до мест хранения, конденсатопроводов, дублирующих линий трубопроводов, и других объектов.

11.02.2018 Инженерная практика №12/2017
Вирясов Дмитрий Васильевич Генеральный директор ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ»

Первоначально конструкция МСРТ была разработана Министерством обороны СССР для оперативного обеспечения войск светлыми нефтепродуктами. Эти трубопроводы были поставлены на вооружение в 1972 году.

Начало применению МСРТ на гражданских объектах было положено в 1998 году, когда специалисты ООО «НЕФТЕГАЗ ИНЖИНИРИНГ» (новое название –– «МСРТ ИНЖИНИРИНГ») впервые использовали соединение «Раструб» при строительстве трубопровода «Талакан – Витим». За 2001-2004 годы был наработан опыт строительства межпромысловых и внутрипромысловых МСРТ в ООО «Иркутская нефтяная компания», ЗАО «НК «Дулисьма», ПАО «Верхнечонскнефтегаз», а в 2004 году ООО «НЕФТЕГАЗ ИНЖИНИРИНГ» приступило к промышленному производству МСРТ – современного аналога полевых магистральных трубопроводов (ПМТП).

Сегодня коллектив ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» на 50% состоит из офицеров-трубопроводчиков запаса, которые прошли обучение в Ульяновском высшем военно-техническом училище (УВВТУ) и службу в трубопроводных войсках. Молодые специалисты, работающие на предприятии, перенимают опыт старшего поколения.

Детали и элементы МСРТ производятся на предприятиях ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» в г. Голицыно (Одинцовский район Московской области) и г. Ульяновске. Также ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» занимается проектированием, разработкой специальных технических условий и обоснования безопасности МСРТ, осуществляет доставку, монтаж трубопроводов, их ввод его в эксплуатацию и при необходимости демонтаж.

Несмотря на длительный период производства и эксплуатации, МСРТ, также как и неметаллические СРТ, до сих пор не обеспечены собственной нормативной документацией. Это связано с тем, что нормативная база Министерства обороны не может применяться для МСРТ в гражданском сегменте. Поэтому ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» ведет разработку специальных технических условий (СТУ). На сегодняшний день разработаны Технические Регламенты для ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «НК «Роснефть», которые используются и другими ВИНК.

ОСОБЕННОСТИ МСРТ И СОЕДИНЕНИЯ «РАСТРУБ»

Уникальные свойства МСРТ объясняются наличием соединения «Раструб», которое обладает рядом преимуществ перед стационарными соединениями трубопроводов и другими типами разборных соединений, и в будущем может стать хорошей альтернативой им. У соединения «Раструб» официально нет изобретателя, оно стало результатом работы трех военных рационализаторских команд.

К основным особенностям соединения «Раструб» можно отнести возможность многократного использования оборудования и неограниченное количество сборок и разборок; более удобную, качественную и выгодную по сравнению с полевыми условиями заводскую сварку деталей трубы; отсутствие необходимости в сложном контроле сварных швов в полевых условиях. Следует отметить, что из-за отсутствия нормативной документации по МСРТ нам приходится испытывать сварные швы при давлении, более чем в полтора раза превышающем рабочие показатели: так, если рабочее давление составляет 6,3 МПа, то испытательное – 10,08 МПа.

Замена элементов и/или труб в случае их повреждения не требует опасных работ и больших затрат. Для ликвидации повреждений предусмотрено специальное аварийно-восстановительное оборудование.

Таблица 1. Технические характеристики МСРТ-150*
Таблица 1. Технические характеристики МСРТ-150*

Соединение «Раструб» работает по принципу Lego, что обеспечивает высокую скорость и простоту монтажа по сравнению со стационарными трубопроводами. Так, на соединение одного стыка МСРТ сегодня уходит от 7-10 до 30 с, что позволяет прокладывать от 500 м до 3 км трубопровода в день в зависимости от сложности ландшафта. Благодаря универсальной конструкции и материалу – низколегированной стали 09Г2С, МСРТ могут использоваться в любых, в том числе и сложных, климатических и природных условиях. В целом прокладка МСРТ возможна по любому маршруту, где может пройти человек. В простоту монтажа вносит свой вклад и малый вес МСРТ: при длине 6 м одна труба весит всего 81 кг (см. таблицу). Благодаря этим свойствам МСРТ может монтироваться и демонтироваться без применения грузоподъемных механизмов и автотехники, без земляных работ и сварки, что обеспечивает высокую экологичность МСРТ. Так, в рамках проекта «Ямал СПГ» в 2013 году шесть человек за несколько дней буквально «на руках» смонтировали 5 км трубопроводов.

После того, как МСРТ отработал необходимый срок, можно его демонтировать и использовать детали для строительства нового объекта, тем самым значительно сэкономив средства. Так, ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» по разработанному проекту проведения работ регулярно производит монтаж и демонтаж МСРТ на своих объектах, в условиях сурового арктического климата и ледяных торосов.

Важно также, что при прокладке МСРТ не нужны бетонные и металлические опоры. Сначала мы вели прокладку трубопроводов прямо по ландшафту, как это делали военные, но в 2000 году Ростехнадзор ввел ограничения, которые заставили нас сначала использовать опоры из низкосортной древесины, а затем перейти на специально разработанные компактные пластиковые подставки под МСРТ. Благодаря последним трубопровод располагается чуть выше уровня основной тундры и не растепляет ее.

Угловая подвижность соединения «Раструб» достигает 2°, осевая подвижность – 5 мм, что компенсирует температурное расширение, а угол осевого вращения – 360°. Интересно, что достигаемая благодаря этим свойствам мобильность МСРТ позволяет при необходимости исключить их из числа объектов капитального строительства, неподвижных во времени и в пространстве.

За последние 13 лет не было отмечено ни одного факта несанкционированной врезки в МСРТ. Это связано, во-первых, со свойствами самой трубы, которую невозможно разобрать без специального инструмента, а, во-вторых, с работой службы обходчиков, в ежедневном режиме обеспечивающей защиту наших объектов от вандализма.

Рис. 1. Схема соединения «Раструб-150»
Рис. 1. Схема соединения «Раструб-150»

УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ «РАСТРУБ»

Устройство соединения «Раструб» соответствует ГОСТ 20772-81 «Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры». Особенностью данного соединения служит резиновое уплотнительное кольцо, которое при давлении жидкости 1 МПа расширяется, самоуплотняется, и встает в свое рабочее положение (рис. 1). При давлении 2 МПа и выше это кольцо занимает устойчивое положение, обеспечивающее надежность всего соединения. Данное кольцо изготовлено из маслобензостойкой резины, которая не теряет своих свойств даже при сверхнизких температурах (до –60°С).

Стальное запорное кольцо несет нагрузку всего трубопровода, микропористая прокладка защищает от скопления грязи и льда в зоне соединения и обеспечивает возможность демонтажа в любое время года, включая зиму.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА МСРТ

Сегодня МСРТ применяются в качестве следующих объектов:

  • временные межпромысловые нефтепроводы;
  • системы сбора нефти на месторождении (внутрипромысловые нефтепроводы);
  • комплекты МСРТ для выкидной линии скважины;
  • комплекты МСРТ для замены АГЗУ без остановки скважины;
  • временные продуктопроводы от места разгрузки до мест хранения (резервуарного парка);
  • трубопроводы для ликвидации аварий;
  • временные байпасы на период ремонта стационарных, магистральных трубопроводов;
  • конденсатопроводы;
  • дублирующие линии трубопроводов для увеличения производительности основного трубопровода;
  • временные трубопроводы для заполнения и гидроиспытаний резервуаров водой;
  • временные трубопроводы для подачи воды при пожарах, засухах, перебоях в водоснабжении;
  • временные трубопроводы для локальной откачки воды при разливах, наводнениях, подтоплениях;
  • трубопроводы для подачи воды к снеговым пушкам на горнолыжных курортах;
  • системы орошения (ирригации).

применение металлических трубопровдов Изначально МСРТ был разработан для перекачки горюче-смазочных материалов (ГСМ). Сегодня он используется для перекачки бензина, дизельного топлива (ДТ), авиационного керосина, сырой нефти (от скважины до АГЗУ или от ДНС до врезки в стационарный трубопровод), стабильного газового конденсата, воды, заводских товарных продуктов в период ремонта основных линий, и т.д. Кроме того, в соответствии с поступившими в ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» запросами, получено разрешение на применение их в горнодобывающей отрасли.

ПОСТАВКА МСРТ

Поставка МСРТ осуществляется в несколько этапов. Сначала определяются стратегические цели использования трубопровода, и с их учетом выбирается комплектация. Затем осуществляется проектирование МСРТ, его доставка, монтаж, гидравлические испытания и ввод в эксплуатацию.

В партию МСРТ входит линейное оборудование: трубы, вставки; запорная и регулирующая арматура (задвижки, обратные клапаны); монтажный инструмент (ключи, втулки разъемные, крючки, рычаг-подставки); аварийное оборудование (хомуты, муфты); и фитинг (угольники, тройники, переходники).

К сожалению, далеко не все проектировщики понимают специфику проектирования МСРТ. Например, крупные проектные организации часто недооценивают специфику МСРТ и сталкиваются с трудностями при прохождении Главгосэкспертизы. Поэтому при проектировании МСРТ необходимо учитывать все его конструктивные особенности, проводить гидравлический расчет, выбирать правильную комплектацию трубопровода, опираясь на разработанные и согласованные СТУ, и помнить, что данный МСРТ проектируется как наземный, подвижный, несварной и временный трубопровод.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МСРТ И УСЛУГА ПО ПЕРЕКАЧКЕ

Для обеспечения оптимального режима работы МСРТ необходимо уделить должное внимание выбору перекачивающего устройства. Если протяженность трубопровода более 30 км, необходима промежуточная насосная станция с приводом, работающем на перекачиваемом продукте.

применение металлических трубопровдов В случае, если Заказчику нужно перекачать жидкость всего один раз и ему нет смысла покупать дорогостоящее оборудование для перекачки, ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» готово предоставить свое оборудование для выполнения поставленной задачи.

ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ

МСРТ используются во многих нефтедобывающих компаниях в качестве временных межи внутрипромысловых нефтепроводов, продуктопроводов от места разгрузки до мест хранения, конденсатопроводов, дублирующих линий трубопроводов, и других объектов. Так, в 2003-2005 годах на Дулисьминском нефтегазоконденсатном месторождении (НГКМ) ООО «НК Дулисьма» были построены временные нефтепроводы для внешнего транспорта нефти длиной 33 и 50 км. Перекачка нефти по МСРТ не была остановлена даже при температуре –62°С, при этом трубопроводы не оборудовались утеплителями или греющими кабелями.

В 2008 году на Ярактинском НГКМ в ООО «Иркутская нефтяная компания» был построен конденсатопровод от УПГ-15 до пункта сбора конденсата длиной 27,9 км.

В 2009 году в ОАО «НАФТАН» (г. Новополоцк, Республика Беларусь) был смонтирован аварийный комплект для ликвидации аварий на технологических трубопроводах длиной 1,2 км.

В рамках реализации проекта «Ямал СПГ» в 2013 году в поселке Сабетта был построен продуктопровод от причала до верхнего склада ГСМ длиной 5,1 км.

В 2014 году в ООО «Енисей» был смонтирован временный МСРТ длиной более 10 км для перекачки нефтепродуктов и нефти на период строительства и эксплуатации первого периода.

применение металлических трубопровдов В 2015 году в ОАО «РН-Няганьнефтегаз» построен временный нефтепровод от точки врезки ДНС-28 до точки врезки ДНС-27 длиной 4 км. В том же году в ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» построен временный нефтепровод от куста скважин №2 Ярейюского НГКМ до точки врезки  в трубопровод «Харьяга» длиной 12 км. В 2017 году в ООО НГК «Развитие Регионов» построена система сбора и транспорта нефти Южно-Торавейского нефтяного месторождения длиной 52 км. В том же 2017 году в АО «ННК Печоранефть» была произведена замена аварийного участка стационарного трубопровода Лекхарьягинского нефтяного месторождения длиной 1,6 км.

Очевидно, что в период быстроменяющейся географии добычи нефти спрос на МСРТ будет и дальше расти.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МСРТ

В рамках развития МСРТ ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» планирует построить производственную линию по изготовлению труб МСРТ-100; разработать трубы DN 100 мм PN 4,0 МПа с соединением «Раструб» из полипропилена; основать организацию, которая будет проводить теоретическое и практическое обучение в области применения МСРТ на постоянной и профессиональной основе.

Также в планах нашей компании внедрение передвижной насосной установки, использующей в качестве топлива сырую нефть, и разработка технологии перекачки сжиженных газов и специальных комплектующих МСРТ-150 для применения под смесь пропан-бутан техническую (СПБТ).

Показать выдержки из обсуждения

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос: Дмитрий Васильевич, Министерством обороны были разработаны трубопроводы диаметром 100, 150 и 200 мм. При этом ООО «МСРТ ИНЖИНИРИНГ» массово производит МСРТ только одного диаметра – 150 мм, почему?
Дмитрий Вирясов: Этот диаметр мы считаем своего рода золотой серединой: соединение «Раструб» при таком диаметре трубы работает лучше всего. Диаметр 100 мм внедряется в производство с 2016 года.
Вопрос: Применяются ли в соединении «Раструб» какие-либо герметики?
Д.В.: Герметики не используются, но комплектующие «Раструба» мы рекомендуем смачивать маслом, поскольку для надежной работы соединения важно, чтобы на рабочей плоскости резинового кольца был слой жидкости, обеспечивающий межмолекулярное соприкосновение кольца с рабочими плоскостями раструба и конуса.
Вопрос: Каким видам обработки подвергается внутренняя поверхность МСРТ?
Д.В.: После того, как труба сварена, она подвергается сначала механической, потом пескоструйной обработке, а затем оцинкованию. После этого все возможные полости, раковины, заусенцы, которые в будущем могут стать очагами коррозии, мы подвергаем дополнительной зачистке и оцинкованию.
Вопрос: Вы используете горячее или холодное оцинкование?
Д.В.: Последние 10 лет мы используем только холодное оцинкование, которое позволяет добиться наиболее высокого качества антикоррозионной защиты – при условии хорошей подготовки поверхности.
Вопрос: Вы сказали, что длина одной трубы МСРТ составляет 6 м. Но при строительстве трубопровода неизбежно понадобятся трубы меньшей длины, предусмотрены ли они производителем?
Д.В.: Безусловно, 6 м – это строительная длина трубы. Помимо труб, у нас есть вставки различной длины, кратной 15 см. То есть, если труба длиной 6 м соответствует 40 кратным длинам, то вставка длиной 3 м – 20, далее – 1,8, 1,35, 0,9, 0,6, 0,45, 0,3. Эти наборы вставок можно врезать в любой точке трубопровода, в какой угодно узел, вынуть одну трубу и установить все, что необходимо: от узла очистки от парафинов до промежуточной насосной станции.
Вопрос: Какова конструкция МСРТ в местах изгибов?
Д.В.: Изгибы делаются при помощи специальных угольников 90, 45, 30 и 15°. В будущем мы также планируем сделать угольник с необозначенным углом. В настоящее время мы работаем над тем, чтобы подогнать под такой угольник соединение «Раструб».

Вопрос: Вы используете опорную арматуру собственного производства или приобретаете ее у других производителей?
Д.В.: Мы используем арматуру своего производства, потому что она в отличие от изделий других производителей обеспечивает мобильность МСРТ благодаря своему малому весу и габаритам.
Вопрос: Используются ли для изготовления МСРТ другие марки стали, помимо 09Г2С?
Д.В.: Раньше в соответствии с отдельным ТУ мы использовали простые стали, но опыт показал, что содержать двойной или тройной запас сортамента невыгодно, и мы остановились на одной марке – 09Г2С.
Вопрос: Вы закупаете сырье у отечественных производителей или за границей?
Д.В.: Мы используем продукцию только отечественных трубных заводов.
Вопрос: Вы сказали, что рабочее давление МСРТ составляет 6,3 МПа, а испытательное – 10,08 МПа. Проводились ли эксперименты для определения максимального давления, которое может выдержать труба?
Д.В.: Да, такие эксперименты мы проводили – испытывали два образца при максимальном давлении на разрушение. Один образец порвался на давлении 24,5 МПа параллельно оси не по шву, второй – на 27 МПа увеличился в диаметре до 157 мм, раздулся, но при этом не порвался.
Вопрос: Несколько лет тому назад ООО «Компания «Полярное Сияние» в Республике Коми использовало МСРТ, но сразу же стали возникать проблемы со стыковыми соединениями, которые они постоянно ремонтировали. С чем это было связано?
Д.В.: С тем, что в компании не хотели понимать законы функционирования сборно-разборного трубопровода, которые отличаются от таковых для стационарного трубопровода. Если стационарный трубопровод неподвижен во времени и пространстве, – то сборно-разборный – обязательно должен быть подвижен. Но в данном случае ПМТП-150 был «намертво» приколочен к шпалам, в результате чего резиновые кольца в соединениях не могли встать на свои места, и 95% стыков потекли. Указанная компания при этом пошла по пути «наименьшего сопротивления» – создала себе целое предприятие по производству ремонтных муфт, тогда как нужно было всего лишь изменить подход к монтажу трубопроводов…
Комментарии

Эту публикацию еще никто не прокомментировал. Станьте первым, поделитесь своим мнением.

Написать комментарий
Комментировать
Читайте далее
Полимерное покрытие Stopaq на основе полиизобутилена для антикоррозионной защиты трубопроводов
Изготовление промысловых трубопроводов с аустенитными наконечниками с применением ротационной сварки трением
Реклама
Свежий выпуск
Инженерная практика №05/2018

Инженерная практика

Выпуск №05/2018

Промысловые трубопроводыМеханизированная добыча
Особенности и нормативная база в области эксплуатации и ремонта подводных трубопроводовДиагностика, мониторинг и обеспечение безаварийной эксплуатации промысловых трубопроводов, защитные покрытияПроектирование, строительство и ремонт стальных и полимерных трубопроводовОПИ глубинно-насосного оборудования и НКТ с защитными покрытиями, эксплуатация неметаллических НКТРеагенты и внутрискважинное оборудование для механизированной добычи нефти в осложненных условияхПодготовка нефти. Внедрение ГИС
Ближайшее совещание
Механизированная добыча, Трубопроводный транспорт
Коррозия 2018
Международная производственно-техническая конференция

КОРРОЗИЯ – 2018: Эффективные методы работы с фондом скважин, осложненным коррозией, эксплуатация промысловых нефтегазопроводов и водоводов в условиях высокой коррозионной активности

27-29 августа 2018 г., г. Казань, конференц-зал «Габдулла Тукай»
Задачей Конференции является обмен опытом и определение наиболее экономически и технологически эффективных решений и технологий в области работы с фондом скважин, осложненных коррозионным фактором и анализ применения современных методов и технологий для сокращения аварийности промысловых трубопроводов различного назначения в условиях высокой коррозионной активности.
Ближайший тренинг
Капитальный ремонт скважин
Ловильный сервис – сентябрь 2018
Тренинг-курс

Ловильный сервис на нефтяных и газовых скважинах

10 – 14 сентября 2018 г., г. Пермь
ООО «Инженерная практика» от имени журнала «Инженерная практика» проводит набор группы специалистов для прохождения производственно-технического тренинга по программе «Ловильный сервис на нефтяных и газовых скважинах». Пятидневный тренинг - курс будет проводиться в г. Перми (отель «Урал») в рамках авторского курса С. Балянова.