Инженерная практика
Производственно-технический нефтегазовый журнал
+7 (903) 580-85-63 +7 (495) 371-01-74 info@glavteh.ru
Telegram Facebook

Технологический мониторинг состояния трубопроводов при помощи беспилотного летательного аппарата в ОАО «Самотлорнефтегаз»

Для контроля объектов наземной инфраструктуры Самотлорского месторождения ОАО «Самотлорнефтегаз» сегодня активно использует беспилотный летательный аппарат (БЛА). С его помощью можно оперативно выявлять любые несанкционированные работы, переезды, врезки в трубопроводы, а также отслеживать техническое состояние трубопроводов и контролировать работу подрядных организаций. Помимо этого, применение беспилотника позволяет быстро обнаружить места разливов, нефтезагрязненные земли, области лесных пожаров, эффективно бороться с незаконной деятельностью, в том числе, с хищением материальных ценностей и вырубкой деревьев.

Преимущества применения БЛА заключаются в большой информативности, объективности и достоверности получаемой информации, а также экономичности его эксплуатации в сравнении с пилотируемыми летательными аппаратами.

02.05.2012 Инженерная практика №05/2012
Никитин Иван Георгиевич Начальник цеха ОАО «Самотлорнефтегаз» ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»

Рис. 1. Обнаружение аварийных участков трубопроводов
Рис. 1. Обнаружение аварийных участков трубопроводов
Рис. 2. Незаконная заготовка леса в охранной зоне трубопровода
Рис. 2. Незаконная заготовка леса в охранной зоне трубопровода

При помощи БЛА можно одномоментно осуществлять контроль 160 тыс. м2 территорий. Таким образом, для обеспечения контроля всего Самотлорского месторождения с периодичностью два раза в сутки сегодня требуется два комплекса БЛА. В настоящее время мы используем один беспилотник, оснащенный цифровой фотои видеокамерой и тепловизором. С его помощью выполняется авиационное патрулирование трасс трубопроводов, что позволяет нам оперативно выявлять участки, находящиеся в непроектном положении, обнаруживать повреждения обваловки, засыпки на трубопроводах, определять отклонения от требований «Правил охраны магистральных трубопроводов» и выявлять нарушения, возникающие на сооружениях сторонних организаций и угрожающие целостности трубопровода. Также БЛА помогает в сборе и систематизации сведений о состоянии охранных зон, зон минимальных расстояний и объектов трубопроводов.

Рис. 3. Выход трубы на поверхность
Рис. 3. Выход трубы на поверхность

К примеру, в одном из случаев в результате анализа фотоснимков мы предотвратили несанкционированную вырубку леса в охранной зоне нашего трубопровода и соответственно аварии, которые могли бы вследствие этого произойти.

Рис. 4. Борьба с хищениями. Попытка несанкционированной врезки
Рис. 4. Борьба с хищениями. Попытка несанкционированной врезки

В другой раз в кадр попала врезка в трубопровод (рис. 1–4). Бывали случаи, когда на снимках мы обнаруживали начинающееся возгорание, угрожавшее перерасти в серьезный лесной пожар.

Рис. 5. Контроль работы подрядчиков
Рис. 5. Контроль работы подрядчиков
Рис. 6. Анализ данных
Рис. 6. Анализ данных
Таблица 1. Технические и рабочие характеристики БЛА
Таблица 1. Технические и рабочие характеристики БЛА

Помимо осуществления технологического мониторинга и борьбы с незаконной деятельностью мы также используем БЛА для контроля производственных работ на объектах строительства и реконструкции трубопроводов, выполняемых нашими подрядчиками (рис. 5). Контроль осуществляется путем проведения периодической плановой и перспективной съемки объектов с последующим сравнением разновременных изображений. Использование материалов стереоскопической съемки дает возможность метрической оценки объемов выполненных работ (глубина траншей, объем перемещенного грунта, количество доставленных сыпучих материалов и др.).

АНАЛИЗ ДАННЫХ

Как правило, съемка производится с частотой один кадр в пять секунд (рис. 6). За один вылет при инспектировании 100 км трубопровода аппарат делает около 1000 фотографий. Далее мы их обрабатываем (дешифруем, осветляем, усиливаем гамму красного и синего цветов) и соединяем в одно изображение. В результате у нас на руках оказывается подробнейший фотоплан обследуемой местности. На основании его анализа мы делаем заключение о состоянии всех объектов наземной инфраструктуры месторождения (рис. 5, 6).

ПРЕИМУЩЕСТВА БЛА

Основное преимущество БЛА, на наш взгляд, — это его экономичность. Стоимость одного часа полета обходится в несколько раз дешевле одного часа пилотируемого полета, например на вертолете. Кроме того, комплексы БЛА недороги в обслуживании, а рабочая высота полета — 100–500 м — не требует получения разрешений в соответствующих ведомствах (табл. 1). В пользу применения БЛА говорит и всепогодность его эксплуатации. Навесное оборудование позволяет производить облеты в темное время суток (в том числе и ночью) и в условиях недостаточной видимости (облачность, туман, дождь, снегопад).

Рис. 8. Тепловизионная фотосъемка
Рис. 8. Тепловизионная фотосъемка

Еще одно преимущество заключается в оперативности получения и удобстве архивирования данных: информация с борта БЛА поступает на станцию управления, выводится на монитор оператора и сохраняется в памяти компьютера в виде фотоили видеоматериалов. К ней в случае необходимости всегда можно обратиться для документального подтверждения тех или иных фактов.

Рис. 9. Состав комплекса
Рис. 9. Состав комплекса

Наконец, малые трудозатраты. Управление беспилотным комплексом осуществляет «экипаж», состоящий всего из двух человек. Запуск аппарата производится при помощи специальной эластичной катапульты и резинового жгута (рис. 9).

Таким образом, БЛА способны качественно дополнить, а в некоторых случаях и полностью заменить существующую концепцию контроля объектов наземной инфраструктуры.

Показать выдержки из обсуждения

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос: Иван Георгиевич, мы такие беспилотники у себя хотели внедрить, однако у всех моделей, что мы рассматривали, был один важный недостаток — ограничение по температуре полета. Эксплуатировать можно только до –40°С…
Иван Никитин: Да, у нас тоже в характеристиках написано: от –35 до +35°C. Однако он у нас и при –50°С нормально летал — достаточно надеть специальный прогреваемый чехол на аккумулятор.
Вопрос: Экипаж, который занимается управлением, — это собственная внутренняя служба или все же подрядчик?
И.Н.: Подрядчик.
Вопрос: И во сколько обходится час полета?
И.Н.: Час полета стоит 2 тыс. руб.
Комментарии

Эту публикацию еще никто не прокомментировал. Станьте первым, поделитесь своим мнением.

Написать комментарий
Комментировать
Читайте далее
Коррозионная стойкость трубных сталей по результатам промысловых испытаний
Статистические методы анализа коррозии
Реклама
Свежий выпуск
Инженерная практика №06/2020

Инженерная практика

Выпуск №06/2020

Механизированная добыча. Ремонт скважин. Промысловые трубопроводы
Эксплуатация осложненного фонда скважин, сервис УЭЦН в Восточной СибириБорьба с отложением галитов, кальцитов и гипса на месторождениях Восточной СибириМетодика расчета эффективности ингибиторной защиты внутрискважинного оборудования от коррозииОборудование для эксплуатации скважин малого диаметра и боковых стволовОпыт применения биополимерных композиций для контроля поглощения жидкости глушения при ТКРСПрименение инструментов предиктивной аналитики и непрерывного мониторинга эффективности методов защиты трубопроводов
Ближайшее совещание
Поддержание пластового давления, Разработка месторождений
Осложненный фонд – 2021
Ежегодная производственно-техническая отраслевая конференция

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОСЛОЖНЕННОГО ФОНДА СКВАЖИН ‘2021

23-25 ноября 2021, г. Сургут
Тематика: анализ опыта и определение наиболее экономически и технологически эффективных решений (лучшие практики) в области работы с фондом скважин, эксплуатация которых осложнена различными факторами (коррозия, солеотложения, мехпримеси, АСПО и гидраты, высокая вязкость продукции, высокий газовый фактор, технические ограничения и др.), работа с часто ремонтируемым фондом скважин, организационные решения и интеллектуализация процессов.
Ближайший тренинг
Механизированная добыча, Трубопроводный транспорт
Защита от коррозии 2021
Семинар-практикум

Защита от коррозии 2021. Эффективные методы защиты от электрохимической коррозии нефтегазопромысловых объектов

16-18 ноября 2021 г., г. Энгельс
ЦЕЛЬ СЕМИНАРА – ознакомление с причинами и механизмами возникновения коррозии металлов, классификации процессов коррозии, почвенной коррозией как одним из видов электрохимической коррозии, основными принципами и способами защиты от электрохимической коррозии, а также формирования профессиональных знаний в области применения современного инновационного оборудования ЭХЗ и коррозионного мониторинга. Практическая часть курса проводится на производственной площадке и учебно-испытательном полигоне ООО «НПО «Нефтегазкомплекс – ЭХЗ», оснащенными самым современным автоматизированным производственно-технологическим и испытательным оборудованием. При прохождение практической части на учебно- испытательном полигоне занятия проводятся как на действующем серийном оборудовании ЭХЗ и коррозионного мониторинга, так и с применением интерактивных методов обучения на уникальных Стендах имитации систем ЭХЗ и цифровой 3D-модели объекта.