Инженерная практика
Производственно-технический нефтегазовый журнал
+7 (903) 580-85-63 +7 (495) 371-01-74 info@glavteh.ru
Telegram Facebook

Леонид Фишков: в 2010 году грузоподъемность СВП увеличится до 270 тонн

Система верхнего привода (СВП) давно и успешно используется российскими буровиками. Вместе с тем сегмент отечественных производителей СВП, несмотря на громкие заявления ряда компаний (в том числе ведущих заводов-изготовителей бурового оборудования), представлен пока что только одним предприятием — питерским «ПромТехИнвестом». Сегодня совместно с заводом «Электромеханика» компания выпускает силовые вертлюги грузоподъемностью 80 тонн и линейку верхних приводов грузоподъемностью от 160 до 250 тонн. Только до конца этого года на рынок будут представлены 20 СВП г/п 160 т (ПВГ-2000), 15 силовых вертлюгов (ВГС-80) и 10 250-тонных приводов производства «ПромТехИнвест».

Также в производственную программу этого года заложен выпуск опытного образца привода грузоподъемностью 270 тонн, предназначенного для оснащения как импортных (включая китайские), так и отечественных стационарных буровых установок. Об этом и о многом другом в интервью редакции «Инженерной практики» рассказал ЛЕОНИД ФИШКОВ, начальник отдела маркетинга и продаж ЗАО «ПромТехИнвест».

20.06.2019 Инженерная практика №05/2010
Фишков Леонид Начальник отдела маркетинга и продаж ЗАО «ПромТехИнвест»

«Инженерная практика»: Леонид Александрович, какие изменения претерпел за последний год рынок российских производителей систем верхнего привода? По-прежнему ли «ПромТехИнвест» остается единственной отечественной компанией, выпускающей данное оборудование?

Леонид Фишков: Да, мы все еще единственная российская компания, которая производит верхние приводы серийно. В период с 2002 по 2010 год нами произведено около 180 единиц систем верхнего привода. Есть несколько предприятий на рынке, которые в свое время анонсировали разработку верхнего привода, однако в промышленную эксплуатацию эти образцы так и не поступили. Так, «Уралмаш — Буровое оборудование» в 2002 году представила барабанный верхний привод грузоподъемностью, кажется, 320 тонн. В 2005 году ВЗБТ анонсировал выпуск опытного образца грузоподъемностью 250 тонн. Но на этом все и закончилось. Поэтому сказать, что кто-то еще двигается в этом направлении и при этом далеко продвинулся, наверное, нельзя.

По силовым вертлюгам также есть несколько компаний, которые достаточно активно анонсируют разработки и заявляют о выпуске опытных образцов с выходом на испытания в этом году. Но когда это реально произойдет, пока точно неясно. Со своей стороны, мы с удовольствием посмотрим на интересные разработки наших коллег, будем делиться с ними опытом, обмениваться информацией. В целом расширение состава отечественных производителей силовых вертлюгов и верхних приводов, я считаю, пойдет на пользу всей российской промышленности.

И.П.: Что включает в себя продуктовая линейка вашей компании на данный момент? Какие модели являются наиболее ходовыми?

Л.Ф.: Совместно с заводом «Электромеханика» мы выпускаем силовые вертлюги грузоподъемностью 80 тонн и линейку верхних приводов грузоподъемностью от 160 до 250 тонн.

Одна из наиболее ходовых наших моделей — это силовой вертлюг ВГС-80 г/п 80 т с крутящим моментом 1100 кг/м. Она предназначена для оснащения как отечественных, так и зарубежных подъемных агрегатов типа АП-80, А60/80, УПА 60/80 и других.

В этом году у нас выходит новая модификация — ВГС-100 с увеличенной грузоподъемностью (до 100 тонн). Летом готовимся провести первые промысловые испытания. В этой модели был использован принцип тросовой передачи крутящего момента на мачту мобильной буровой установки. То есть резкий момент «гасится» за счет передачи на мачту через трос. Думаю, эта модель также найдет своих потребителей среди компаний, занимающихся капитальным ремонтом скважин (КРС).

Для зарезки боковых стволов (ЗБС) до недавнего времени мы предлагали модель ПВГ-1600 с верхним приводом грузоподъемностью 120 тонн, но в данный момент она снята с производства, а ее место занял новый, более надежный привод ПВГ-2000 в безредукторном исполнении г/п 160 тонн.

Гидромотор и тормоз ПВГ-2000 установлены на одном валу в корпусе вертлюга и обеспечивают необходимые крутящий и тормозной моменты без редуцирования. Также в комплектацию включен радиально-поршневой гидромотор с рабочим объемом 5200/2600 см3 для обеспечения двух диапазонов c максимальными частотами вращения 90 и 60 об./мин. Подача насоса — не менее 320 л/мин.

Хочу также отметить, что оборудование имеет несколько модификаций. Оно может комплектоваться как дизельным, так и механическим приводом основного насоса в гидроагрегате. Для удобства монтажа на выбор заказчика предлагается роликовая направляющая или металлическая балка с ползуном. Соответственно в первом случае крутящий момент составляет 1600 кг/м, с ползуном — 2000 кг/м.

Если заказчику необходимо, чтобы монтаж-демонтаж оборудования был выполнен в короткие сроки, то лучше, безусловно, брать привод с роликовой направляющей. Если нужен высокий крутящий момент, то заказывать следует привод с металлической балкой с ползуном.

Также для этой модели у нас предусмотрена так называемая «гидромеханическая лапа захвата», при помощи которой можно без демонтажа верхнего привода осуществить замену переводника и шарового крана. Для экономии времени в остальных моделях, как правило, приходится демонтировать привод. Впрочем, эта опция заказывается отдельно.

И.П.: А для стационарных буровых установок какие решения у вас есть?

Л.Ф.: Прежде всего модель ПВЭГ-225, предназначенная для оснащения отечественных и зарубежных стационарных буровых установок типа БУ 3000-ЭУК, БУ 3900/225 ЭК-БМ, БУ 2900/200 ЭПК-БМ для эксплуатационного бурения вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважин.

Это еще один безредукторный привод на основе высокомоментного гидромотора и тормоза в проходных исполнениях, который к тому же проявил целый ряд эксплуатационных преимуществ перед зарубежными аналогами. В качестве примера могу привести динамику изменения средней рейсовой скорости бурения на кусте 162 Рогожниковского месторождения («Сургутнефтегаз») до и после применения СВП ПВЭГ-225. Так, рейсовая скорость при бурении кондукторов увеличилась в среднем на 28% (с 21,5 до 27,5 м/ч), при бурении после кондуктора до пласта Триасс (свыше 2500 м) — в среднем на 23% (с 10,1 до 12,4 м/ч). При бурении скважин от пласта Триасс до проектного забоя увеличение средней рейсовой скорости составило 3,7% (с 5,4 до 5,6 м/ч).

В целом применение привода позволило увеличить рейсовую скорость бурения Триасса в среднем на 6% за счет снижения времени, затраченного на наращивание (на 40%), ремонт (20%), спуско-подъемные операции (10%) и подготовительно-заключительные работы (28%). Средняя продолжительность строительства скважин (без учета времени на спуск кондуктора, эксплуатационной колонны и окончательного каротажа) с применением СВП снизилась при этом на 46 часов.

И.П.: Насколько в целом удалось закрыть производственную программу этого года?

Л.Ф.: Даже с учетом первого квартала, производственная программа 2010 года у нас полностью закрыта. Более того, есть возможность принять заказы с исполнением до 2011 года. На ВГС-100, например.

Всего до конца года мы планируем выпустить 20 ПВГ-2000, 15 силовых вертлюгов (ВГС-80) и 10 250-тонных приводов. В следующем году хотим нарастить объемы производства. Для этого в сентябре будем вводить вторую линию.

Также в этом году, ориентировочно в ноябре-декабре, в производственной программе у нас заложен выпуск опытного образца привода грузоподъемностью 270 тонн. По сравнению с 250-тонной моделью (ПВЭГ-225) грузоподъемность, как видите, не сильно увеличилась. Зато возрос рабочий момент. Мы его специально увеличили для работы в регионах со сложной геологией. Например, на Ямале или в Восточной Сибири. Таким образом, если у того же ПВГ1600 крутящий момент доходил до 3,5 тыс кг/м, то теперь мы планируем выпускать привод с крутящим моментом 5,5 тыс кг/м.

И.П.: С какими СВП будет конкурировать новая разработка на рынке?

Л.Ф.: В основном это конкурент нашему же 250тонному приводу. Мы просто провели соответствующие усовершенствования под определенные типы вышек, под другие веса. Иными словами, даже если вышка рассчитана на 220 т, то на нее можно спокойно повесить привод г/п 270 т. Разумеется, речь в данном случае идет об А-образных вышках, по другим попасть достаточно сложно. Это связано в первую очередь с возможностью монтажа. Сейчас нефтяные и буровые компании завозят много китайских стационарных станков (ZJ-30, ZJ-40 и др). Для этих вышек привод подойдет идеально. Потому что приводы г/п 250-270 т предназначены прежде всего для оснащения стационарных станков. Проводить КРС и ли ЗБС с их помощью, на мой взгляд, не совсем правильно. Точно так же, как не правильно бурить вторые стволы с использованием силовых вертлюгов. Впрочем, некоторые от безысходности все-таки пытаются. С точки зрения технологичности делать этого не следует. Но когда нет вариантов, то почему бы и нет? Если грунты позволяют.

И.П.: Следующий этап, стало быть, производство привода грузоподъемностью свыше 300 т?

Л.Ф.: Совершенно верно. Вообще с 300-тонными приводами у нас в стране складывается очень интересная ситуация. В одном из разделов»Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности ПБ 08-624-03 прямо указано, что на БУ грузоподъемностью 320 и более тонн при строительстве скважин глубиной более 4500 метров обязательно применение СВП. Получается, что мы для себя придумываем правила, которые сами соблюсти не в силах. В результате буровым компаниям приходится закупать оборудование у иностранных производителей. Западные фирмы, таким образом, получают «на блюдечке с голубой каемочкой» не только готовый рынок потребления, но и таможенные льготы на ввоз своей продукции. Так поощряется дополнительный отток капитала из страны, и мы своими руками помогаем развивать научный потенциал не внутри, а за пределами России.

Отечественные разработчики СВП, в том числе и «ПромТехИнвест», обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы создавать конкурентоспособное оборудование. Сегодня мы совместно с нашими партнерами приступили к проектированию такой системы грузоподъемностью 320-350 т. Будем надеяться, что крупные нефтяные компании обратят внимание на российского производителя, как это уже сделал «Сургутнефтегаз».

И.П.: Не могли бы вы рассказать об организации сервисного обслуживания выпускаемых вами СВП?

Л.Ф.: Мы осуществляем полный цикл гарантийного, сервисного и постгарантийного обслуживания производимого оборудования. На данный момент у нас существуют сервисный центр и склад запасных частей в Сургуте. Кроме того, мы активно привлекаем к работам по обслуживанию СВП сервисные службы компаний-заказчиков. Наиболее яркий пример сотрудничества в этой все тот же «Сургутнефтегаз».

По договору, при покупке любого оборудования наши специалисты осуществляют его шефмонтаж и пуско-наладку. В некоторые из них включено требование об обязательном обучении специалистов заказчика. Таким образом, ежегодно в сервисном центре в Сургуте и на производстве в Санкт-Петербурге обучение правилам эксплуатации и обслуживания систем верхнего привода проходят десятки сотрудников нефтяных компаний. По его окончании выдаются соответствующие сертификаты.

Наконец, у нас есть мобильная бригада техников, которая в случае необходимости выезжает на объект. В принципе, работа верхнего привода рассчитана на 7 лет. В комплекте поставки идет одинарный комплект ЗИПов для обеспечения бесперебойной работы в течение года и всего гарантийного периода. Все остальное зависит уже от многих факторов, основной из которых — человеческий. Падение при перевозке или монтаже предусмотреть, согласитесь, непросто. Хотя случаи бывают. В целом же, если вовремя прово-

дить все плановые ТО, то никаких проблем с обслуживанием и работой привода быть не должно.

 

И.П.: Расширять сервисную сеть не планируете?

Л.Ф.: Планы есть, но рассчитаны они не на ближайшую перспективу. Когда 80% выпускаемого оборудования находится в Западной Сибири, строить сервисный центр в Восточной под остальные, скажем, 5% экономически необоснованно. С другой стороны, если мы будем видеть, что вектор по закупкам смещается в сторону какого-либо нового региона, то, конечно, будем искать возможности организации там сервисного центра.

Комментарии

Эту публикацию еще никто не прокомментировал. Станьте первым, поделитесь своим мнением.

Написать комментарий
Комментировать
Читайте далее
Технологии и супервайзинг применения трубной продукции премиум-класса при ремонте и восстановлении скважин
Повышение квалификации супервайзера: минимум раз в два года
Реклама
Свежий выпуск
Инженерная практика №01/2021

Инженерная практика

Выпуск №01/2021

Поддержание пластового давления. Повышение нефтеотдачи. промысловые трубопроводы. Подготовка нефти
Матрица применения потокоотклоняющих технологий на карбонатных коллекторахПовышение экономической и технологической эффективности системы поддержания пластового давленияБорьба с гипсовыми отложениями на внутренней поверхности водоводов высокого давления и другого оборудованияОчистка подтоварной воды от нефтепродуктов и твердых взвешенных частицУвеличение нефтеотдачи с применением закачки в пласт дымового газа и комбинации пара и диоксида углеродаБетонные покрытия для промысловых трубопроводов с теплогидроизоляцией и морских трубопроводов
Ближайшее совещание
Механизированная добыча, Поддержание пластового давления
ДОБЫЧА ‘2021.
Ежегодная научно-практическая отраслевая конференция

ДОБЫЧА’ 2021: Повышение эффективности эксплуатации механизированного фонда скважин, ППД.

Новые даты: 27-29 апреля 2021 г., г. Москва
27-29 апреля 2021 года ООО «Инженерная практика» проводит IV Ежегодную производственно-техническую конференцию «ДОБЫЧА 2021: Повышение эффективности эксплуатации механизированного фонда скважин, ППД». Ежегодное совещание носит рабочий характер и направлено на обсуждение применения лучших практик в области актуальных вопросах механизированной добычи нефти. К участию приглашаются Эксперты вертикально-интегрированных компаний, научных центров, поставщиков технологических решений, производителей оборудования и нефтепромысловой химии. Форма участия: очная/заочная (по запросу).