Инженерная практика
Российский нефтегазовый журнал о технологиях и оборудовании
+7 (903) 580-85-63 +7 (495) 371-01-74 info@glavteh.ru
Telegram

Инновационный продукт Atren LUB WS2 для снижения потерь при трении и повышения ресурса технологического оборудования

Трение в значительной степени определяет энергетические потери при работе машин и механизмов, поглощая до 30–40% всей вырабатываемой ими энергии, а сопутствующий трению износ служит причиной выхода из строя более 80% деталей машин и механизмов. По этой причине сегодня во многих производственных и промышленных отраслях, включая нефтегазовую, востребованы смазочные материалы узкого назначения, обеспечивающие минимальное время приработки деталей и позволяющие поддерживать низкий уровень износа и снижать трение при высоких эксплуатационных нагрузках и температурах.

Давно известные смазочные и противоизносные свойства дисульфидов вольфрама и молибдена были заново открыты при исследовании их наноразмерных частиц. Эти исследования привели к созданию инновационного продукта Atren LUB WS2, применение которого позволяет существенно снизить трение, а также продлить сроки эксплуатации и улучшить технические показатели работы технологического оборудования.

29.06.2015 Инженерная практика №03/2015
Догадина Лейсан Мансуровна Начальник отдела перспективного развития ГК «Миррико»

Рис. 1. Фуллереноподобные частицы WS2
Рис. 1. Фуллереноподобные частицы WS2

Как известно из многочисленных научных публикаций, халькогенидные соединения переходных металлов (например, W, Mo и др.) в наноразмерном состоянии формируют слоистую структуру типа «графит» [1–3]. Открытые еще в 1985 году, такие материалы получили название «неорганические фуллереноподобные структуры». Благодаря замкнутому строению эти многослойные шарообразные частицы обладают повышенной теплоустойчивостью и способны выдерживать высокие давления (рис. 1).

Активное развитие нанотехнологий и последние исследования наноразмерных частиц дисульфида вольфрама открыли новые возможности по их применению. Так, еще до недавнего времени основной проблемой широкого применения наноразмерных частиц дисульфида вольфрама было отсутствие возможности получения их в промышленных масштабах. Однако группе израильских ученных из компании NIS Global удалось произвести чрезвычайно однородные и симметрические сферические структуры дисульфида вольфрама с полым ядром и 20–100 концентрическими слоями диаметром 30–70 нм и наладить их промышленное производство. Продукт получил название Atren LUB WS2. На российском рынке и рынках стран СНГ его представляет ГК «Миррико», которой принадлежит доля в NIS Global.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ПРОДУКТА ATREN LUB WS2

Наночастицы дисульфида вольфрама значительно превосходят по своим характеристикам давно известные на рынке соединения с частицами нерегулярной (чешуйчатой) структуры. За счет уникальной формы и размеров нанофуллеренов дисульфида вольфрама создается эффект качания поверхностей относительно друг друга (рис. 2). Уникальность строения материала позволяет использовать его при высоких температурах и давлении, в вакууме, а также при больших нагрузках, радиоактивном излучении высокой интенсивности и в агрессивных средах. Фуллереноподобный продукт Atren LUB WS2 способен работать в диапазоне температур от –270 до +450°C при атмосферном давлении и от –188 до +1316°C — в вакууме; обладает высокой ударостойкостью, выдерживая воздействие до 35 ГПа, и хорошими антиадгезионными и антипригарными свойствами. Продукт не токсичен, а также инертен в связи с отсутствием свободной серы.

Рис. 2. Механизм действия фуллереноподобного дисульфида вольфрама
Рис. 2. Механизм действия фуллереноподобного дисульфида вольфрама
Рис. 3. Образование трибопленки на поверхности металла
Рис. 3. Образование трибопленки на поверхности металла

Кроме того, под действием нагрузки происходит развертывание сферических структур в ленточные. За счет высокой поверхностной активности наночастиц трущиеся поверхности обволакиваются тонкой пленкой (трибопленкой), которая выполняет роль смазочной среды и действует в течение долгого времени, улучшая тем самым приработку металлических поверхностей (рис. 3).

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОДУКТА ATREN LUB WS2

Первые опытно-промышленные испытания Atren LUB WS2 были проведены на электростанции, оснащенной старыми дизельными двигателями Wartsila и Caterpillar номинальной мощностью 4 и 1,5 МВт соответственно. Однако на практике реальная максимальная мощность агрегатов из-за износа составляла только 40% от номинальной. Так, потребление моторного масла (на угар) агрегата Wartsila составляло 150–200 л/сутки. Фактическая рабочая мощность — 1,7 МВт, расход топлива (мазут) — 900 л/ч.

В ходе тестовых испытаний продукта Atren LUB WS2 на двигателях, не прошедших капитальный ремонт, было зафиксировано 42%-ное увеличение максимальной выходной мощности (с 1,7 до 2,7 МВт). Максимальная выходная мощность увеличилась на 9% — от 3,5 до 3,8 МВт для агрегатов прошедших капитальный ремонт. Снижение потребления топлива составило до 4,5%.

Рис. 4. Результаты испытаний продукта Atren LUB WS2
Рис. 4. Результаты испытаний продукта Atren LUB WS2

Параллельные тестовые испытания продукта проводились на одном из крупнейших заводов по производству подшипников — ZVL в Словакии. Анализ результатов данных ОПИ показал, что добавление продукта Atren LUB WS2 в смазывающее масло позволяет снизить износ и увеличить срок службы подшипников в два раза (рис. 4).

В свою очередь, добавление Atren LUB WS2 в редукторные и трансмиссионные масла уменьшает износ и задир трущихся поверхностей, обеспечивая снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт и увеличивая срок службы коробки передач в 1,5–2 раза (рис. 5).

Рис. 5. Добавление Atren LUB WS2 в редукторные и трансмиссионные масла
Рис. 5. Добавление Atren LUB WS2 в редукторные и трансмиссионные масла

Таким образом, результаты практического применения продукта Atren LUB WS2 подтвердили уникальность его свойств и эффективность для снижения трения. Особо отметим, что уникальные свойства появились после применения инновационной технологии, позволяющий получать частицы дисульфида вольфрама наноразмеров. Изучение свойств и возможных вариантов использования данного продукта продолжаются. В обозримой перспективе специалисты ГК «Миррико» планируют провести  испытания Atren LUB WS2 на компрессорном и насосном оборудовании. В данном случае продукт будет применяться в качестве компонента трансмиссионных и моторных масел. Кроме этого, запланировано проведение исследований в ряде других областей, где также остро стоит проблема негативного влияния трения на снижение ресурса технологического оборудования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Tenne R. Inorganic nanotubes and fullerene-like nanoparticles // Nature Nanotechnology, November 2006, Vol. 1, pp. 103–111.
  2. Гудилин Е.А. Союз «волчьей пены» и «отца металлов» в эпоху нанотехнологий, URL: http://popnano.ru/analit /index.php?id=148&task=view.
  3. Кулеманов И., Герасименко Н. Неорганические нанотрубки: синтез и свойства //Наноиндустрия, 2008, №5, С.18–23.
Показать выдержки из обсуждения

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос: Лейсан Мансуровна, скажите, пожалуйста, можно ли использовать ваш продукт в качестве наружной смазки, например, для обработки поверхностей?
Лейсан Догадина: Продукт может добавляться в масло или любой другой смазывающий материал. Но на сегодняшний день испытания проводились только в закрытых системах. Сейчас планируем перейти к испытаниям в открытых системах, в частности, в металлургии.
Вопрос: А что он вообще из себя представляет?
Л.Д.: Это тонкодисперсный порошок, который диспергирован в масле — минеральном, либо синтетическом.
Вопрос: Меня интересует возможность и эффективность применения вашего продукта для снижения трения при эксплуатации ГНО — штанговых и электроцентробежных насосов. У вас уже есть какие-либо наработки в этой области?
Л.Д.: Сейчас мы приступаем к испытаниям продукта на заводе «Волжский дизель им. Маминых», чтобы получить допуск (подтверждение) российского производителя на дальнейшее применение продукта. Однако говорить о результатах пока преждевременно.
Вопрос: Допустим, мы эксплуатируем маслосистему объемом порядка 180 л. Какое количество вещества нам потребуется в этом случае? Каков будет расход продукта?
Л.Д.: Все будет зависеть от концентрации дисульфида вольфрама. Максимальная концентрация составляет около 20%. В каждом случае дозировка рассчитывается индивидуально.
Вопрос: При закупках вещество поставляется в виде порошка или в жидком состоянии?
Л.Д.: В виде суспензии в масле.
Комментарии

Эту публикацию еще никто не прокомментировал. Станьте первым, поделитесь своим мнением.

Написать комментарий
Комментировать
Читайте далее
Современное оборудование для подготовки и утилизации ПНГ как способ снижения энергозатрат на добычу нефти
Опыт эксплуатации различных компоновок ОРД в ОАО «Удмуртнефть»
Свежий выпуск
Инженерная практика №10/2023

Инженерная практика

Выпуск №10/2023

Повышение эффективности добычи и подготовки нефти. Производство и эксплуатация трубопроводов. Эксплуатация арматуры
Цифровые инструменты для строительства скважинУвеличение сроков эксплуатации б/у оборудованияПроизводство новых видов трубОценка остаточного ресурса неметаллических трубопроводовОпыт эксплуатации и организации контроля арматуры
Ближайшее совещание
Механизированная добыча, Поддержание пластового давления
ДОБЫЧА ’2024
Отраслевая техническая Конференция

«ДОБЫЧА ‘2024: Эффективные практики и новые технологические решения работы с механизированным фондом. Энергоэффективность. Системы поддержания пластового давления»

16-18 апреля 2024 г., г. г Москва
ООО «Инженерная практика» приглашает Вас и Ваших коллег принять участие в отраслевой технической Конференции «ДОБЫЧА ‘2024: Эффективные практики и новые технологические решения работы с механизированным фондом. Энергоэффективность. Системы поддержания пластового давления». Мероприятие планируется провести с 16 по 18 апреля 2024 года в очном формате в городе Москва.
Ближайший тренинг
Капитальный ремонт скважин, Строительство скважин
Ловильный сервис ‘2024
Тренинг-курс (программа "Наставник")

Ловильный сервис на нефтяных и газовых скважинах '2024

16-18 апреля 2024 г., г. Москва
ООО «Инженерная практика» в рамках программы «Наставник» проводит набор группы специалистов для прохождения производственно-технического тренинга по программе «Ловильный сервис на нефтяных и газовых скважинах». Трехдневный тренинг-курс будет проводиться в рамках авторского курса С. Балянова. Количество участников ограниченно (группа курса не более 24 человек). Приглашаем к участию.