Эффективность применения пакерных компоновок и других технических решений по ЛНЭК
Одно из направлений РИР по ликвидации негерметичности эксплуатационных колонн и изоляции обводненных интервалов предполагает использование цементных мостов или пакерных компоновок. Несмотря на более высокую стоимость пакерных компоновок и мостовых пробок по сравнению с цементом, при правильном подборе оборудования первый вариант оказывается экономически более эффективным за счет сокращения времени работ и высокого процента успешности операций.
ПАКЕРНЫЕ КОМПОНОВКИ ДЛЯ ПОИСКА ИНТЕРВАЛА НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ
Сегодня значительная часть ремонтов скважин приходится на ЛНЭК. Между тем данные ГИС о негерметичности колонны не всегда оказываются достоверными. Поэтому мы разработали компоновку для поиска зоны негерметичности и для эффективной обработки пласта (рис. 1). Данная компоновка включает в себя нижний пакер 3ПМС осевой установки, клапан КУ-М уравнительный многоразового действия и заглушку, верхний пакер ПОЗ-М многоразового действия, пакер с разгрузкой на забой с гидроякорем и верхний клапан уравнительный. Испытания показали, что байпасный пакер и пакер серии 3ПМС срываються практически при одинаковом весе, поэтому мы решили установить просто клапан КУ-М многоразового действия. Данная компоновка прошла испытания на Самотлорском месторождении. В скважину для ограничения водопритока на основании данных геофизики спустили пакер 4ПМС-КВ. Тем не менее проблему с негерметичностью ЭК это не решило. Комиссионный демонтаж показал, что резина пакера не была повреждена — пакер оставался в идеальном состоянии.
Мы рекомендовали «Самотлорнефтегазу» спустить поисковую компоновку, в результате чего удалось определить новые интервалы негерметичности. Как выяснилось, пакер 4ПМС-КВ необходимо было установить на 400 м ниже.
ИЗОЛЯЦИЯ ЗОН НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАКЕРОВ С КАБЕЛЬНЫМ ВВОДОМ И ОТВОДОМ ГАЗА
Пакеры с кабельным вводом позволяют избежать проведения всех возможных видов РИР с применением тампонажных материалов и не требуют ОЗЦ (рис. 2). К преимуществам пакеров этого типа также относятся легкость в монтаже, отсутствие необходимости точных измерений, а также исключение возможности повреждения кабеля и отвод газа (при наличии специального отвода). Для изоляции зон негерметичности используются компоновки 4ПМС-КВ, 4ПМС-КВ-ГТ (рис. 3). К настоящему моменту в скважины спущены порядка 50 и 30 таких компоновок соответственно.
Другая модификация — 4ПМС-КВОГ с отводом газа — в настоящее время проходит ОПИ на Самотлорском месторождении (рис. 4). Компоновка включает в себя два лифта: наружный и внутренний. Сначала пакер спускается на наружном лифте с кабелем и пакеруется, затем производится спуск внутреннего лифта. Во внутренний лифт устанавливается герметизирующее устройство (так же, как и в компоновке ОРЗ). Фонтанная арматура собирается покрестово, а газ поднимается между внутренним и наружным лифтами. Это даже позволяет отслеживать величину газового фактора.
Экономическая эффективность пакеров с кабельным вводом рассчитана на примере пакера 4ПМС-КВ (рис. 5). Есть компоновки 4ПМС-КВ, которые отработали на данный момент уже один-два года.
ИЗОЛЯЦИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДВУХПАКЕРНОЙ КОМПОНОВКИ
Другим вариантом изоляции негерметичности ЭК может служить установка двухпакерной компоновки, состоящей из нижнего пакера 3ПМС и верхнего гидравлического пакера серии 5ПМС. Компоновка устанавливается транспортным узлом ГУК-112. Основное преимущество компоновки состоит в том, что верхний пакер пакеруется с усилием 24 т, что гарантирует надежную установку пакера в наклонно-направленных скважинах, а также возможность отсекать до 800 м ствола в зоне негерметичности.
Двухпакерная компоновка нам также помогает избежать цементажа, ОЗЦ и т.д. (рис. 7). Эффективность применения такой компановки рассчитывалась на основе средних расценок по Западной Сибири, дебита нефти 20 т/сут и средних цен на цемент.
РИР С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗБУРИВАЕМЫХ МОСТОВЫХ ПРОБОК
Следующий вид оборудования, который хочу вам представить, это пробки мостовые (ПМ) и пробки мостовые заливочные (ПМЗ) двух видов — на 35 и 100 МПа (рис. 8). У пробок ПМ нет проходного отверстия — это просто как установка цементного моста. ПМЗ оснащена обратным клапаном. Время разбуривания составляет от одного до четырех часов, в зависимости от до
лота и мастерства бурильщика. Мы рекомендуем бурить наши мостовые пробки фрезом компании «Сибтрейдсервис». ОПИ показали, что время разбуривания составляет два часа.
Сравнительный анализ трудозатрат по бригадам наглядно показывает преимущества ПМ и ПМЗ перед традиционными цементными мостами (рис. 9). При использовании мостовых пробок экономический эффект может составить до 3 млн рублей на одной скважине (рис. 10).
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.